![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понимающая социология Макса Вебера.
Макс Вебер (1861-1920) немецкий ученый, оставивший след в истории социологии. Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу -сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Важным вкладом Вебера в социологию было введение понятия «идеальный тип». «Идеальный тип» - искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, присущие реальному сражению, и т. п.). По Веберу исследования разделяются на три этапа. Ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Сбор данных, точное наблюдение, систематическое сравнение данных должны быть беспристрастны. Такое понятие «отнесение к ценности» означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей. Основа социологической теории Вебера - концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет место, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки. М. Вебер основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, праву. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера развилась в различных социологических школах Запада в 70 гг. («веберовский ренессанс»). По Веберу, социолог должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностями, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом исследования. Социология, согласно Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей - необходимые моменты социологического исследования. Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием (рационализации труда, денежного обращения и т. д.), рациональной политической властью (рациональный тип господства и рациональная бюрократия), рациональной религией (протестантизм).
Структурный функционализм. Символический итеракционизм. Основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902-1979). Его основная идея состояла в том, что над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Парсонс исходит из того, что система не может функционировать и выжить, если не решены определенные основополагающие проблемы. Поэтому первой фазой анализа является выяснение, что это за проблемы. Парсонс выделяет четыре функциональные предпосылки. 1) Система должна уметь приспособиться к внешней среде - адаптивная функция (Адаптация). 2) Система должна уметь достигать целей, которые 3) Чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью. Это ингегративная функция (Интеграция). 4) Внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами общества норм системы. Это функция сохранения порядка (латентность). Эти функции называют «схемой Эйджил» по четырем первым буквам их английских названий (AGIL). Они соответствуют специальным институтам, составляющим подсистему общества. Подсистемой, имеющей целью приспособление общества к среде, является экономика. Экономика - та часть общественной структуры, которая поставляет и распределяет материальные продукты, необходимые членам общества. Достижением целей занимаются политические институты. Они выбирают целевые установки общества и побуждают его членов работать на них. Интеграцией занимаются институты, которые берут на себя социальный контроль и поддерживают общую культуру. Поддержанием порядка занимаются социализирующие институты (семья, школа, религия). Они согласовывают структуру личностных мотиваций с ценностями общества. Это происходит, когда индивид в процессе социализации приобретает свою индивидуальность и усваивает нормы общества. Символический итеракционизм возник как реакция на структурно-функционалистские макротеории, пренебрегающие межчеловеческими взаимодействиями, интеракциями в создании и функционировании социальных структур. Создателем теории символического интеракционизма является Джордж Герберт Мид (1863-1931). Он рассматривал личность, как социальный продукт. По мнению Мида, процесс формирования личности включает 3 стадии, связанные спринятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня». Первая стадия- имитация (копирование, детьми поведения не понимая его). Вторая стадия - игровая (понимание детьми поведения как исполнение определённых ролей: врача, учителя и т.д.); в процессе игры дети воспроизводят эти роли. Третий этап- стадия коллективных игр (дети учатся осознавать ожидание не только одного человека, но и всей группы, на этой стадии приобретается чувство социальной идентичности). Процесс формирования личности связан с поведением человека. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на общении. Мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда вам знакомый подмигивает, вас интересует, что он подразумевает: может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой, высмеять чьё-то поведение, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы «разгадываем» намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Мид выделил два типа действий: незначимый жест - представляет собой автоматический рефлекс в виде моргания. С точки зрения Мида более важную роль играет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на воздействия извне. Они разгадывают значения поступка, прежде чем ответить на него. Поведение людей по отношению друг к другу и предметом окружающего мира определяется тем значением, которые они им придают Герберт Блумер (1900-1987), представитель Чикагской школы символического интеракционизма, утверждал, что социальный мир состоит из общения, демонстрирует такие же качества развития, творчества, какие мы находим в общении за обеденным столом. Этот взгляд разделяют теоретики интеракционизма, рассматривающие историческое развитие как определенное индивидуальным творчеством и, в свою очередь, детерминирующее его. В наиболее четкой форме предположения этой теории изложены в работе Герберта Блумера «Символический интеракционизм: перспективы и метод»: 1) Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают. 2) Эти значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами. 3) Эти значения изменяются и применяются посредством интерпретации - процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), окружающих его. Наше сходное понимание символов облегчает общение, обычно мы понимаем значение чужих поступков, определяем, что подразумевает другой человек. Блумер рассуждает следующим образом: «Взаимодействуя друг с другом, индивиды вынуждены считаться с поступками или намерениями других людей…». Таким образом, активность других оказывает позитивное воздействие на наше собственное поведение; под влиянием поступков других кто-то может отказаться от своего намерения или замысла, пересмотреть его, отложить или ускорить его осуществление, а также изменить первоначальные планы. Действие других определяют планы людей- могут препятствовать или способствовать их реализации, влиять на их изменение, люди вынуждены как-то приспосабливать свои поступки к действию других. Таким образом, символический интеракционизм даёт реалистическое представление о взаимодействии между людьми. Основная идея сторонников символистического интеракционизма заключается в том, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которые они им придают. Но символический интеракционизм сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для индивидов, вступающих в общение. На его основе не сделаны обобщения, применимые ко многим различным ситуациям. Для обоснования этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им предают.
Феноменологическая социология.
Основателем феноменологической философии был Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Развивая радикальные концепции, он ставил своей задачей создание философии, которая обращалась бы к корням нашего знания и опыта, считая, что научное знание все более отрывается от повседневности - источника наших познаний и что феноменология способна восстановить эту связь. Полвека спустя социологи использовали тот же самый аргумент, направив его против устоявшейся социальной теории, против структурного функционализма, утверждая его оторванность от социального опыта и социальной жизни. Альфред Шюц (1899-1959), один из учеников Э. Гуссерля, испытав сильное влияние идей американской философии и символического интеракционизма, попытался объединить их с феноменологическим пониманием своего учителя в своем основополагающем труде «Феноменология социального мира». А. Шюц считал, что используя метод феноменологической редукции, мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена» - объекта нашего осознания - через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может только сказать нам, что он есть, определить его цвет, звук, форму и т. д. Однако этот объект ничто для нас, он лишь существует рядом с нами. Указывая объект, именуя его, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, поскольку он начинает быть выражением каких-то наших черт и признаков, становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Этот переход от чувственного опыта (незначимых объектов) к логическому упорядочению и определению (значимым объектам), который производится вначале в сознании отдельного индивида, а затем - во взаимодействии между индивидами, и является стержнем феноменологической социологии. Если другие теоретические подходы к человеческой деятельности рассматривают её, прежде всего, как отношение к внешним объектам и другим людям, то здесь действие - это, в первую очередь, воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания, это внутренний процесс осознания, индивидуального или коллективного. Правда, перенесение деятельности вовнутрь, в наше сознание, затрудняет построение теории общества, но зато позволяет построить теорию личности и индивидуального поведения. Переход от личности к обществу А. Шюц описывает следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный «запас знаний» должен быть «разделен» с другими людьми. Совмещение различных миров осуществляется на основе «само собой разумеющихся понятий», создавая «жизненный мир» (Lebenswelt). Мы создаем и изменяем его в социальном взаимодействии, передаем из поколения в поколение через процесс социализации. Обыденный, повседневный мир, по Шюцу, является «высшей реальностью», наиболее важной для человеческого познания. Однако в «высшей реальности» существуют конечные области знания, в границах которых человек может позволить себе сомневаться и ставить под вопрос свои обыденные суждения. К ним относятся магия, религия и наука. Для социолога интерес представляет «конечная область знания», в которой он специализируется - социология. Он работает в области реальности, резко контрастирующей с повседневным миром. Его задача состоит в формулировании ясных и последовательных объяснении предмета, который по самой своей природе неясен и непоследователен. Своеобразно восприняты положения феноменологической социологии Шюца, двумя различными школами. Первую из них - школу феноменологической социологии знания - возглавили Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927), вторую, получившую название «этнометодология» (по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» - зачаточные знания в примитивных обществах), -Гарольд Гарфинкель (р. 1917).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |