Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная стратификация и её измерения.
В английском языке слово «стратификация» понимают как пласт, формацию (в геологии), слой общества (в обществознании). Stratification – деление на общественные слои («пласты»). Стратификация подразумевает, что определённые социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для обозначений различий между людьми существует понятие, по отношению к которому «социальная стратификация» является частным случаем по отношению к родовому. Это - «социальная дифференциация», включающая различия между макро - и микро-группами, а также индивидами по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, образовательным, демографическим и т.д.), и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения и т.д.) Термин «дифференциация» употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения. В теории стратификации обсуждается постоянно проблема равенства – неравенства. Под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2)равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов), 3)равенство условий жизни; 4) равенство результатов. Неравенство предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком. В практике изучения социальной жизни особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа. Власть в данном контексте - это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписаний), предоставлять полномочия, услуги, привилегии. Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, превращает другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей. Собственность - основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, общественной, форма ее весьма многообразна. Собственность реально раскрывается в процессе распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность есть властные отношения, форма экономической власти, т.е. власть владельца предмета над теми, кто им не владеет, но в тоже время в нем нуждается. Отношения собственности делит людей на хозяев средств производства (собственников, владельцев), как использующих наёмный труд, так и не использующих его, и на людей, не имеющих средств производства. Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж.
Понятие маргинальности.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, появившиеся в результате миграции в чужую этническую среду; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства; социомаргиналы, связанные с незавершенностью социального перемещения; экономические маргиналы, порожденные потерей работы и материального благополучия; политические маргиналы, утратившие общепринятые нормы и ценности политической культуры; религиозные маргиналы, стоящие вне традиционных конфессий и др. В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти зако и т.д. Процессы маргинализации получили заметное распространение в современном российском обществе, что способно привести к его дестабилизации. В настоящее время в России значительные масштабы приобрел такой вид социальной мобильности, как миграция - процесс перемещения людей, связанный с изменением места жительства. Выделяют три основных фактора, способствующих перемене места жительства: выталкивание, притяжение и пути миграции. 1. Выталкивание вызывается тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Это связано с серьезными социальными потрясениями, такими как межнациональные конфликты, войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и т.д. Индивидуальная миграция обусловлена чаще всего личными проблемами (неудача в карьере, одиночество, неподходящий климат и т.п.). 2. Притяжение - это совокупность привлекательных сторон или лучших условий для проживания в других местах (например, регионы, где более высокая оплата труда, где большая политическая стабильность, где можно занять более высокий социальный статус и т.п.). 3. Пути миграции - это характеристика передвижения мигранта из одного географического места в другое. Она включает в себя степень доступности попадания мигранта в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути (информационная неосведомленность, дороговизна проезда, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.). Миграция подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года), маятниковую (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны). К внешней относятся эмиграция (выезд граждан из своей страны) и имиграция (въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство). До определенных пределов все виды миграции считаются естественными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (например, выезд молодежи и «старение населения», преобладание мужчин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), нехватке или наоборот, избытку рабочей силы, неконтролируемому росту городов, негативным изменениям социокультурной среды региона и многим другим последствиям. Маргинальность — это термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Соответственно говорят о маргиналах, то есть о людях, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т.д.), которые находятся в нем длительное время. Любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом. Можно выделить следующие разновидности маргинальности: 1) собственно социальная маргинальность, например группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою; 2) биологическая маргинальность, связанная с нарушением здоровья; 3) политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни и управляющие ею законы; 4) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами); 5) этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств; 6) возрастная маргинальность, возникающая в результате разрыва между поколениями; 7) криминальная маргинальность; 8) религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них. Как показал М. Вебер, маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т.д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами привычного уклада жизни, и появлением новых социальных образований существует тесная связь, которая неоднократно отмечалась социологами. Россия пережила две основных волны маргинализации. Во-первых, после революции 1917 года своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционногобщества - буржуазия и дворянство. Данный процесс сопровождался быстрым движением вверх некоторых представителей класса пролетариев. Было бы неправильно думать, что данный процесс завершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого, (то есть за счет своих собственных представителей) лишь с начала 70-х гг. Вторая волна маргинализации захлестнула наше общество в 90-х гг., когда была разрушена стабилизировавшаяся стратификационная система советского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных групп. Впрочем, можно утверждать, что в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представителей бывшей партийной номенклатуры и криминалитета. При этом индивиды, совершившие нисходящую социальную мобильность, стали принадлежать к низшему классу лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный и образовательный уровень был подчас выше, чем уровень новой элиты.
Вопросы для самоподготовки 1. Что означает категория «культура» в социологии? 2. Какие теории культуры вам известны? Как каждая из них понимает феномен культуры? 3. Назовите основные элементы культуры. Какую роль в обществе играют ценности? Язык? Нормы и модели поведения? Традиции? 4. Назовите характерные черты культуры современного общества. В чем её отличие от традиционных типов культуры? Как вы считаете, переход к современному типу культуры от традиционной является процессом или регрессом? Обоснуйте свой ответ. Материалы |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |