Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная стратификация и её измерения.

 

В английском языке слово «стратификация» понимают как пласт, формацию (в геологии), слой общества (в обществознании). Stratification – деление на общественные слои («пласты»).

Стратификация подразумевает, что определённые социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Для обозначений различий между людьми существует понятие, по отношению к которому «социальная стратификация» является частным случаем по отношению к родовому. Это - «социальная дифференциация», включающая различия между макро - и микро-группами, а также индивидами по объективным характеристикам (экономическим, профессиональным, образовательным, демографическим и т.д.), и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведения и т.д.)

Термин «дифференциация» употребляется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций. Именно социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, дифференциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

В теории стратификации обсуждается постоянно проблема равенства – неравенства. Под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2)равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов), 3)равенство условий жизни; 4) равенство результатов.

Неравенство предполагает те же четыре типа взаимоотношений людей, но с противоположным знаком.

В практике изучения социальной жизни особое внимание уделяют распределению дохода и благосостояния, различиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической власти, владению собственностью, уровню престижа.

Власть в данном контексте - это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписаний), предоставлять полномочия, услуги, привилегии.

Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, превращает другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.

Собственность - основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, один из важнейших социальных институтов.

Собственность может быть частной, групповой, общественной, форма ее весьма многообразна.

Собственность реально раскрывается в процессе распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность есть властные отношения, форма экономической власти, т.е. власть владельца предмета над теми, кто им не владеет, но в тоже время в нем нуждается.

Отношения собственности делит людей на хозяев средств производства (собственников, владельцев), как использующих наёмный труд, так и не использующих его, и на людей, не имеющих средств производства. Богатство и бедность задают многомерную стратификационную иерархию. Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж.

 

Понятие маргинальности.

 

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточ­ное, структурно неопределенное состояние социального субъек­та. К маргиналам относятся индивиды и группы, исключенные из системы при­вычных социальных связей и находящиеся на границах соци­альных слоев и структур.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, появивши­еся в результате миграции в чужую этническую среду; био­маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства; социомаргиналы, связанные с незавер­шенностью социального перемещения; экономические марги­налы, порожденные потерей работы и материального благопо­лучия; политические маргиналы, утратившие общепринятые нормы и ценности политической культуры; религиозные марги­налы, стоящие вне традиционных конфессий и др. В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, аг­рессивность, стремление обойти зако и т.д. Процессы марги­нализации получили заметное распространение в современном российском обществе, что способно привести к его дестаби­лизации.

В настоящее время в России значительные масштабы приоб­рел такой вид социальной мобильности, как миграция - про­цесс перемещения людей, связанный с изменением места жи­тельства.

Выделяют три основных фактора, способствующих перемене места жительства: выталкивание, притяжение и пути миграции.

1. Выталкивание вызывается тяжелыми условиями суще­ствования индивида в его родных местах. Это связано с серьез­ными социальными потрясениями, такими как межнациональ­ные конфликты, войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и т.д. Индивидуальная миграция обусловлена чаще всего личными проблемами (неудача в карьере, одиночество, не­подходящий климат и т.п.).

2. Притяжение - это совокупность привлекательных сто­рон или лучших условий для проживания в других местах (на­пример, регионы, где более высокая оплата труда, где большая политическая стабильность, где можно занять более высокий социальный статус и т.п.).

3. Пути миграции - это характеристика передвижения миг­ранта из одного географического места в другое. Она включает в себя степень доступности попадания мигранта в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути (информационная неосведомленность, дороговизна проез­да, языковой барьер, получение разрешения на выезд и др.).

Миграция подразделяется на безвозвратную (с окончатель­ной сменой постоянного места жительства), временную (пересе­ление на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезон­ную (перемещение в определенные периоды года), маятниковую (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы сво­его населенного пункта). Различают также миграцию внешнюю (переезд из одной страны в другую) и внутреннюю (переезд в пределах одной страны). К внешней относятся эмиграция (вы­езд граждан из своей страны) и имиграция (въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство).

До определенных пределов все виды миграции считаются есте­ственными и нормальными. Однако избыточная миграция может привести к изменению демографического состава региона (напри­мер, выезд молодежи и «старение населения», преобладание муж­чин или женщин в регионе, что сказывается на рождаемости), не­хватке или наоборот, избытку рабочей силы, неконтролируемому росту городов, негативным изменениям социокультурной среды ре­гиона и многим другим последствиям.

Маргинальность — это термин, при помощи ко­торого в социологии обозначают переходный, струк­турно неопределенный статус того или иного ин­дивида или социальной группы. Соответственно говорят о маргиналах, то есть о людях, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, что обычно связано с болезненными психологически­ми переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вы­нужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т.д.), которые находятся в нем длительное время. Любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом.

Можно выделить следующие разновидности маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность, напри­мер группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою;

2) биологическая маргинальность, связанная с на­рушением здоровья;

3) политическая маргинальность, при которой инди­видов не устраивают существующие формы по­литической жизни и управляющие ею законы;

4) экономическая маргинальность, которая сводит­ся в основном к феномену безработицы, как вы­нужденной, так и намеренной (в последнем слу­чае безработный живет на деньги, выплачивае­мые ему в качестве пособия государством или иными структурами);

5) этническая маргинальность, то есть принадлежность к одному из национальных меньшинств;

6) возрастная маргинальность, возникающая в ре­зультате разрыва между поколениями;

7) криминальная маргинальность;

8) религиозная маргинальность, при которой чело­век находится вне конфессий и не может совер­шить выбор в пользу одной из них.

Как показал М. Вебер, маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т.д.). Между возникновением больших масс людей, по каким-то причинам оказавшихся за пределами при­вычного уклада жизни, и появлением новых соци­альных образований существует тесная связь, кото­рая неоднократно отмечалась социологами.

Россия пережила две основных волны маргина­лизации. Во-первых, после революции 1917 года своего места в социальной структуре лишились два крупных класса российского дореволюционногобщества - буржуазия и дворянство. Данный про­цесс сопровождался быстрым движением вверх не­которых представителей класса пролетариев. Было бы неправильно думать, что данный процесс за­вершился быстро. Как показали социологические исследования, каждый класс советского общества стал воспроизводиться за счет себя самого, (то есть за счет своих собственных представителей) лишь с начала 70-х гг.

Вторая волна маргинализации захлестнула наше общество в 90-х гг., когда была разрушена стаби­лизировавшаяся стратификационная система совет­ского общества. В этот период сформировалась новая элита, в которую вошли представители самых разных слоев и социальных групп. Впрочем, можно утверждать, что в наибольшей степени новая элита формировалась за счет представителей бывшей партийной номенклатуры и криминалитета. При этом индивиды, совершившие нисходящую социальную мобильность, стали принадлежать к низшему клас­су лишь на основании уровня доходов, поскольку их профессиональный и образовательный уровень был подчас выше, чем уровень новой элиты.

 

 

Вопросы для самоподготовки

1. Что означает категория «культура» в социологии?

2. Какие теории культуры вам известны? Как каждая из них понимает феномен культуры?

3. Назовите основные элементы культуры. Какую роль в обществе играют ценности? Язык? Нормы и модели поведения? Традиции?

4. Назовите характерные черты культуры современного общества. В чем её отличие от традиционных типов культуры? Как вы считаете, переход к современному типу культуры от традиционной является процессом или регрессом? Обоснуйте свой ответ.

Материалы

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...