Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






К лекции по теме № 1: «Социология как наука. Социологические исследования.»

 

 

План лекции:

 

1.1. Объект и предмет социологической науки.

1.2. Предпосылки возникновения социологии.

1.3. Позитивистская социология О.Конта.

1.4. Классическая социология.

1.5. Социально-философская теория марксизма.

1.6. Теория социального факта Э.Дюкгейма.

1.7. Понимающая социология Макса Вебера.

1.8. Структурный функционализм. Символический интеракционизм.

1.9. Феноменологическая социология.

1.10. Развитие социологии в России, её функции.

 

Введение

Почему социология необходима для обычного человека, который не собирается заниматься социо­логией профессионально?

Прежде всего, она необходима для того, чтобы лучше понимать собственную жизнь. Социология дает нам ответы на вопросы, которые имеют непо­средственное практическое значение. Любой чело­век хотя бы иногда сталкивается с трудностями и проблемами во взаимодействии с другими. И при­чины этого не только в том, что кто-то из людей, вступающих во взаимодействие, не прав, но и в том, что социальная реальность устроена особым обра­зом, а потому нельзя исключить возникновение не­согласия и конфликтов. Зная же, почему это про­исходит, проблемы решить легче, а трудности ока­зываются не такими уж непреодолимыми.

Незаменимым в этом случае является жизненный опыт. Однако и теоретические знания, которые пре­доставляет нам социология, также ценны в этой си­туации, поскольку они тоже отражают и обобщают опыт людей. Конечно, социология в значительной мере опирается на рационально обоснованное зна­ние. Но это не значит, что эти знания не имеют ни­какого отношения к тому, с чем сталкивается лю­бой человек.

Кроме того, для современного человека очень важ­но понимать, в каком мире он живет, как этот мир развивается и чего можно ждать от жизни. И социология помогает нам ответить на эти вопросы. Социология направлена на решение реальных проблем, стремится к построению прогнозов, которые помогли бы нам лучше понимать то, что может произойти. Научный прогноз никогда не станет претендовать на одно­значность и точное предсказание. Наука — это не астрология и не гадание. На то она и наука, чтобы сомневаться. Однако благодаря этому сомнению она в состоянии указать нам возможные пути раз­вития событий. А следовательно, она основывается на допущении, что человек способен управлять со­бытиями и, что еще более важно, способен не со­вершать ошибок. И, наверное, лучше верить в то, что ты можешь что-то изменить, чем считать себя игрушкой в руках неведомых сил или случая.

Процессы и явления, о которых говорит социо­логия (например, процесс глобализации), не явля­ются выдумкой, не имеющей отношение к реально­сти. Если говорить о той же глобализации, то с ней мы имеем дело постоянно. На наших прилав­ках имеется много импортных товаров? Если у нас есть деньги, то мы можем поехать в отпуск за гра­ницу? Мы слушаем иностранную музыку? Мы пользуемся Интернетом? И благодаря Интернету у нас есть знакомые за тысячи километров от наше­го дома? Мы читаем книги, написанные людьми, которые живут в других странах? Все это и есть глобализация. И для каждого человека важно как-то к этому относиться. Дело не в том, будем ли мы оценивать эти процессы положительно или отри­цательно. Скорее, важно то, что у нас будет более или менее обоснованное отношение к подобным явлениям. И социология может помочь нам в этом.

Одной из черт «правильного» отношения к жизни является то, что правильным является лишь то отношение, которое было выра­ботано человеком самостоятельно, «в режиме» по­иска, а потому субъективно считается верным. Есте­ственно, одного этого недостаточно, чтобы оно было правильным. Но отношение не будет и под­линным отношением, если оно не было «рожде­но» в процессе размышления.

 

 

1.1 Объект и предмет социологической науки.

 

Основной смысл социологии как науки об обществе выражает термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Возникнув более полутора веков назад, социология выступала как часть социальной философии, но не ограничивалась лишь проблемами общества как целого. Она касалась, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук. От социологии отпочковались такие науки как: политология, правоведение, политическая экономия, этика, а затем и религиоведение, культурология и ряд других наук.

Во второй половине XIX – начале XX в. предметом внимания и изучения социологии все более становились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма. Уже в то время появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих решения проблем гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости. В дальнейшем многие поколения ученых приумножали принципы нового знания, что, собственно, и позволяет определять предмет современной социологии как концептуальную, понятийную схему социальной реальности. Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, об­щество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различий объекта и предмета познания.

Объект познания — все то, на что направлена деятельность исследователя, что, противостоит ему в качестве объективной ре­альности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности может быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется специфи­кой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные. К примеру, явления безработицы изучают экономисты, юристы, психологи, социологи.

Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнооб­разием явлений и процессов. Но каждая из них изучает:

1. Свою особую сторону или среду объективной реальности

2. Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности.

3. Особые формы проявления и механизмы действия этих за­конов и закономерностей.

Предмет любой науки — это не просто некое явление или про­цесс объективного мира, а результат теоретического абстрагиро­вания, позволяющего выявить те закономерности функциониро­вания изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Так что же является предметом социологии? По Конту, социо­логия — это единственная наука, изучающая разум и развитие че­ловека под воздействием социальной жизни.

Для Сен-Симона предмет социологии — социальные обязан­ности, группы, социальные институты, общественные явления и процес­сы, а также взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.

Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контек­сте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

П. Сорокин так определяет социологию: «Социология изучает явления взаимодействия лю­дей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой».

И добавляет: «...междучеловеческие взаимодействия», т.е. оп­ределяет границы.

Общество — это социальный организм, состоящий из сложно­го, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса со­циальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоя­тельным субъектом общественной жизни и находится во взаимо­действии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осу­ществления и развития как единого целого.

Общество — это не сумма индивидов, а ансамбль человечес­ких отношений.

Например: в настоящее время — люди те же, что и год, и два и три назад, а государство изменилось. Почему? Произошли из­менения отношений. Таким образом, социология изучает явле­ния взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой.

Если общество представить в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится: предмет социо­логии — социальная сторона жизни общества.

Итак, социология изучает всю совокупность связей и отноше­ний, которые носят название социальных.

Социальные отношения — это отношения между группами лю­дей, занимающими разное положение в обществе, принимающи­ми участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимися образом жизни, уровнем и ис­точником доходов, структурой личного потребления.

Социальные отношения — это выражение взаимной зависимо­сти субъектов по поводу их жизнедеятельности, образу жизни, от­ношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуля­ции, отношения с другими субъектами.

Так как связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная сис­тема.

Задачей социологической науки является типологизация соци­альных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправ­ленного управления ими.

Итак, объект социологического познания, его особенности свя­заны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки — социальные закономерно­сти.

Социология — наука о законах становления, функционирова­ния, развития общества в целом, социальных отношений и соци­альных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личнос­тью (Ядов).

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно.

Социологическое знание имеет сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием сторон и уровней изучения со­циальных явлений и процессов. Социология иссле­дует эти явления и процессы и на уровне всего об­щества в целом, и на уровне более или менее ши­роких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодей­ствий. Социологическая наука имеет следующие разделы:

1) общетеоретическая социология: изучает общие закономерности функ­ционирования и развития общества как целого;

2) социология среднего уровня, ориентированна на изучение закономерностей взаимодействия от­дельных структурных частей социальной системы, включая отраслевые социологии (социология соци­альных групп, социология города, социология де­ревни, экономическая социология, социология об­разования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социо­логия культуры, социология труда и др.);

3) микросоциология: изучает социальные явления и процессы взаимодействия людей, их поведение. В такой структуре находит свое выражение соот­ношение общего, особенного и единичного.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение фактического материала полученного в области со­циальной жизни. В центре же эмпирических социоло­гических исследований находится само накопление, сбор фактического материала о социальной жизни.

В структуре науки различают фундаментальную и прикладную социологию. Фундаментальная со­циология направлена на построение и совершенст­вование теории и методологии, на развитие основ социологической науки. Прикладная - на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, выработку практических рекомендаций

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...