Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выявление объекта и предмета исследованияВыявление объекта и предмета исследования тесно связано с формулировкой рассматриваемой проблемы. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования — это лицо (лица), процесс, результат этого процесса или явление, выступающие носителями или источниками проблемы. В качестве объекта исследования могут выступать: • реальные физические и юридические лица (например потребите • процессы и экономические механизмы (например процесс при • сферы деятельности (например отрасль, сектор рынка); • регионы (географические рынки); • товары. Предмет исследования — это та часть объекта или его свойства, ко Например, объектом исследования могут выступать потребители, предметом же исследования — структура их потребностей, поведение при выборе конкретного товара, их образ жизни или реакция на конкретные маркетинговые стимулы. Выбор предмета исследования в каждом случае будет продиктован формулировкой проблемы. Цели маркетингового исследования Этап постановки задачи включает процедуру формулировки цели исследования. Определить цель (цели) исследования означает ответить на вопросы: «Как будет использована информация?», «Для чего она предназначена?», «К какому результату приведет исследование?». Например, ответить на вопрос: «Каковы причинно-следственные связи между падением объемов продаж и изменением упаковки товара?» или, например, выяснить сущность объекта исследования — описать набор характерных черт целевого потребителя (рис. 3.2). Цели исследования могут быть поисковыми (разведочными), описательными, каузальными, тестовыми, прогнозными — их краткое описание представлено в табл. 3.3. 3 2 Цели маркетингового исследования Таблица 3 3 Цели маркетинговых исследований
Поисковые цели исследования Поисковые (разведочные) исследования предусматривают сбор информации для предварительной оценки проблемы и ее структурирования, помогают сформировать базу знаний по проблеме и выработать рабочую гипотезу Как правило, потребность в поисковых исследованиях возникает при несостоятельности старого знания об объекте, при невозможности объяснить обнаруженные явления посредством существующих концепций Поисковые исследования целесообразны для генерирования идеи нового продукта — это, например, ситуация, когда существующие способы удовле!ворения потребности потребителя перестают быть эффективными либо с точки зрения самих потребителей (выражается в падении спроса), либо с точки зрения производителя (выражается в невыгодности производства) Бывает, фирма не может четко сформулировать свои проблемы, Описательные цели исследования В ходе описательных исследований наиболее полно отображается состояние выбранных объектов и соответствующих факторов влияния Как правило, потребность в описательных исследованиях возникает при необходимости выяснить размер объекта (например рынка или 92_________________ Глава 3 Постановка задач маркетингового исследования 3 з формирование рабочей гипотезы
сегмента), текущее состояние его основных характеристик, варианты распределения свойств объекта между элементами. Например, в ходе описательного исследования целевого сегмента выясняются характеристики потребителей (профиль сегмента), мотивация покупки товара, процедуры оценки качества товара покупателями, механизм принятия решений о покупке товара, частота покупки товара. При стандартном исследовании рынка дается описание его емкости и конъюнктуры, динамики этих параметров за определенный период, структуры спроса и предложения, а также условий работы на этом рынке (нормативно-правовая база, барьеры, позиции конкурентов по долям рынка и используемым стратегиям и др.). При проведении описательных исследований обычно требуется найти ответы на вопросы: кто, что, где, когда и как.1 Поиск ответов на эти вопросы в ракурсе охватываемого периода времени происходит в двух направлениях. Во-первых, это исследование поперечного сечения.2 То есть описание состояния объекта на какой-то момент времени (как правило, на основе обследования выборочной совокупности). Такие исследования относятся к единичным и проводятся с помощью методов опроса, наблюдения или кабинетных методов. Во-вторых, это исследование продольного сечения/ В таком случае изучается состояние одних и тех же характеристик объекта в течение продолжительного времени с отслеживанием динамики происходящего (как правило, на основе обследования постоянной выборки). Такие исследования получили название панельных (см. главу 8 раздел «Качественные методы опроса»). Каузальные цели исследования Каузальные исследования предусматривают проверку гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи. В этом случае недостаточно установить просто наличие связи между характеристиками (зачастую это выясняется в ходе описательного исследования). При проведении каузальных исследований важно установить характер связи. Например, как скажется на эффективности рекламной кампании 10%-ное увеличение ее бюджета. Или как повлияет 5%-ный рост цены на изменение объема продаж товара. 1Е П. Голубков. Маркетинговые исследования. — М/ Финпресс, 1998 С. 120 "| 2 Г. А. Черчилль. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2000. С. 132.
) 3 Там же. С 132 Каузальные исследования проводятся на основе метода экономи- 1 ( Тестовые цели исследования Тестовые исследования предусматривают отбор перспективных вариантов или оценку правильности принятых решений относительно, например, свойств товара или варианта рекламного обращения. Тестовые цели предполагают использование как эмпирических, так и экономико-математических методов исследования и таких методов сбора информации, как эксперимент, фокус-группы или имитационное моделирование. Прогнозные цели исследования На базе прогнозных исследований предсказывается состояние объекта в будущем. Прогнозы помогают руководству принять решения относительно инвестиций в новые рискованные проекты, относительно рыночной стратегии и тактики. Прогнозные цели вызывают постановку специфических задач исследования, которые связаны с применяемыми методами прогнозирования. В прогнозных исследованиях применимы разнообразные методы исследования. Прогноз можег быть сделан на основе эмпирических исследований. Основная задача исследования в таком случае — установление специфики поведения потенциальных покупателей товара в различных ситуациях, а также степени готовности их к покупке. Этот метод широко используется и особенно полезен в тех случаях, когда нет данных о продажах, например при прогнозировании объема продаж нового товара. Прогноз может быть сделан на основе экспертных методов иссле I Формирование рабочей гипотезы В ходе выявления проблемы проводится предварительный анализ возможных причин возникновения проблемы. На основе имеющейся информации строится предположение о'возможных действиях с целью разрешения рассматриваемой проблемы. Рабочая гипотеза— это вероятностное предположение о сущности рассматриваемых явлений и путях решения проблемы; здесь излага- Глава 3 Постановка задач маркетингового исследования 2 з формирование рабочей гипотезы
I ется возможная связь исследуемого объекта с предполагаемыми действиями в целях решения проблемы. Иными словами, проблема, требующая решения, преобразуется в проблему, требующую исследования (в проблему недостающей информации для принятия решения). , Требования, предъявляемые к рабочей гипотезе: 1. Достоверность. 2. Конкретность — служит основой для решения, а не только объяс- 1 3. Проверяемость — должна быть предусмотрена возможность про- I верки гипотезы на эмпирическом материале. 1 4. Формализованное^ — основные предположения гипотезы должны опираться не только на логические доводы, но и быть измеримыми. |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |