Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы развития методики преподавания литературы.Литературное развитие школьников. Методы и приемы изучения литературы в школе. Этапы изучения литературной темы в школе. Специфика школьного анализа литературных произведений Восприятие и изучение литературных произведений в их родовой специфике. Изучение лирических произведений в классах среднего звена. Специфика изучения драматического произведения на уроках литературы. Методика изучения литературы в старших классах. Методика изучения критических статей в старших классах. Урок литературы. Изучение теории литературы в школе. 14-15. Развитие речи школьников в системе литературного образования. Литературное творчество школьников. Факультативные занятия по литературе и элективные курсы в системе профильного обучения. 17. Инновационные технологии в литературном образовании школьников. ТЕМА 1: Теория и методика обучения литературе как наука. Литература в школе как учебный предмет (основные компоненты, их взаимосвязь)
Вопросы к теме: 1. Предмет, содержание, структура курса теории и методики обучения литературе. 2. Взаимосвязь теории и методики обучения литературе с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, философией, теорией и методикой обучения русскому языку, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией. 3. Методы исследования в теории и практике литературного образования школьников. Роль передового опыта учителя литературы в развитии методической науки. 4. Место литературы как предмета в учебном плане школы. В чем отличие литературы от других школьных дисциплин? 5. Составные элементы литературы как учебного предмета. Какое место и значение в структуре предмета занимает художественная литература, основы литературоведения, русский язык (лексика, фразеология, стилистика)? Справедливо ли мнение, что литература как учебный предмет включает также основы этики и эстетики, философии, истории искусств, истории Отечества? Докажите свою точку зрения. 6. Одинаково ли соотношение основных элементов, составляющих этот учебный предмет на разных этапах литературного образования школьников? Что в курсе литературы неизменно является ведущим, что для всех классов составляет основу курса? Всегда ли именно так решали вопрос о реальном содержании, значении и взаимосвязи компонентов литературы как учебного предмета? 7. Полифункциональность литературы как учебного предмета. 8. В чем отличие курса литературы в 5-8 классах от 9-11 классов?
Задания к теме: 1. Проведите анкетирование среди своих однокурсников по выявлению доминантных профессиональных качеств учителя-словесника (см. Приложение 1. Анкета «Учитель-словесник» в пособии «Методика преподавания литературы» под. ред. Наумовой Т. А. - 2004). По результатам анкетирования подготовьте устное сообщение. 2. Составьте конспект статьи Мурина Д. Н. «Гуманитарная культура и учитель литературы» (журнал «Литература в школе». 2003. № 9). Сопоставьте содержание статьи с Квалификационной характеристикой учителя-словесника. 3. Проведите с учащимися одной из школ (класс любой) письменную работу «Какому из учебных предметов отдаю предпочтение, почему?», определите место литературы среди других учебных предметов. Что в уроке литературы ценят ученики? Выдержками из сочинений определите эти ценности. 4. Прокомментируйте один из тезисов Решения коллегии Министерства образования РФ «О развитии литературного образования в общеобразовательных учреждениях». 2009: «На современном этапе развития общества основным предназначением литературы как учебной дисциплины все более становится гуманизация картины мира, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску смысла человеческого существования. Литературе как одной из форм искусства принадлежит исключительная роль в конструировании и познании миров, переживаемых человечеством в ходе своей духовной истории. Основой литературы как учебного предмета в связи с этим является русская классическая литература с её высокой духовностью, гражданственностью и «всемирной отзывчивостью». Особо следует подчеркнуть место русской литературы как неповторимой сокровищницы российской культуры». 5. Соответствуют ли ныне действующие программы следующему требованию: «Образование в целом, в том числе и литературное, должно быть основано на духовных началах национальной культуры; истинная творческая, свободная личность не вырастает на почве псевдокультуры, псевдолитературы, нравственного цинизма, «рыночного» мышления. Школа, прежде всего литература, должны призывать к доброму делу очищения» (В. Ю. Троицкий). 6. Выскажите свое мнение по поводу такого суждения о проблемах литературного образования в школе : «Решая вопрос о содержании предмета «Литература» в школе, не следует подходить с позиции «или-или»: или наука, или искусство. Речь должна идти о гармоничном сочетании того и другого» (Г. И. Беленький). 7. Обратитесь к программе курса литературы 5-8 классов. Выясните, как представлены: - теория литературы, - история литературы, - история культуры в составе учебного предмета (вариант программ Т. Ф. Курдюмовой или В. Я. Коровиной). 8. Обратившись к статье Цыгановой М. Н. «Футуризм: поэзия и живопись» в журнале «Литература в школе», № 11, 2008, прокомментируйте принцип интеграции искусств на уроке литературы. 9. Прочитайте в школьных программах по литературе аннотации к темам: «Драмы А. Н. Островского». «Драмы А. П. Чехова». «Пьесы М. Горького». «Пьесы А. Вампилова». Побуждают ли программы обращаться к театральному искусству и театроведению? Каким образом? 10. Проанализируйте одну из последних школьных программ по литературе : Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый и профильный уровни) / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова; под ред. В. Ф. Чертова. - М. : Просвещение, 2007. Используйте статью В. Ф. Чертова «Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы» (Журнал «Литература в школе», №11, 2007). 11. По книге В. Р. Щербины «Проблемы литературного образования в средней школе (2-е издание, переработанное. - М., I982) и по 3-4 последним номерам журналов «Литература в школе», «Русская словесность» подготовьте реферативный доклад на тему : «Особенности литературы как учебного предмета». 12. Законспектируйте статьи в журнале «Литература в школе» Беленького Г. И. «Информпробежка» или изучение? (2003. № 9), Калгановой Т.А. «Содержание гуманитарного образования. Решение и проблемы нашего времени» (2003. № 10). Обозначьте наиболее актуальные проблемы литературного образования школьников. 13. Сравните пояснительные записки к 3 программам по литературе. Найдите общее и различное в их содержании.
Выполнить всем: · Описать одну из проблем в области педагогики, психологии, литературоведения, философии, культурологии, наиболее значимых для теории и методики обучения литературе как науки. · Подготовить к публичной защите педагогическое эссе «Интеграционные связи теории и методики обучения литературе с гуманитарными дисциплинами» · Провести анкетирование среди учителей-словесников одной из школ на тему: «Актуальные проблемы литературы как учебного предмета» · Написать сочинение-рассуждение «Что определило мой профессиональный выбор» Литература
Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы : метод. пособие / М. В. Амфилохиева. - СПб. : Паритет, 2003. – 160 с. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. – 7-е изд., доп. и перераб. – М. : Учпедгиз,1962. – 495 с. Корст, Н. О. Очерки по методике анализа художественного произведения / Н. О. Корст. – М. : Учпедгиз, 1963. – 279 с. Ланин, Б. А. Методика преподавания литературы : хрестоматия–практикум : для высш. пед. учеб. заведений / Б. А. Ланин. – М. : Академия, 2003. – 380 с. Лейдерман, Н. Л. Уроки для души. О преподавании литературы в школе : статьи / Урал. отд-ние Российской академии образования, Тюменский гос. ун-т / Н. Л. Лейдерман. — Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2006. — 326 с. Методика преподавания литературы : пособие для студентов и преподавателей / под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана : в 2-х ч. – М. : Просвещение, Владос, 1995. Методика преподавания литературы : учебник для студентов пед. ин-тов по спец-ти № 2101 «Русский язык и литература» / под ред. З. Я. Рез. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1985. – 368 с. Никольский, В. А. Методика преподавания литературы в средней школе : учебник для студентов пед. ин-тов / В. А. Никольский. - М. : Просвещение, 1971. - 255 с. Рыбникова, М. А. Очерки о методике литературного чтения : пособие для учителя. - 4-е изд., испр. / М. А. Рыбникова. - М. : Просвещение, 1985. – 288 с. Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)). Статьи ведущих ученых-методистов о проблемах литературного образования в журналах «Литература в школе», «Педагогика», «Альма Матер», «Русская словесность» и других за последние два года. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |