Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 2: Основные этапы развития методикиПреподавания литературы Вопросы к теме: 1. Словесные науки в школах, Древней Руси. Вклад в русскую словесность Ивана Федорова, Мелентия Смотрицкого, Феофана Прокоповича. 2. Воздействие риторики Михаила Васильевича Ломоносова на преподавание русской словесности. 3. Преподавание словесности во второй половине XVIII века. Просветительское отношение к литературе как к школе гражданского и нравственного воспитания учеников. 4. Теоретическое осмысление методики как самостоятельной науки Николаем Ивановичем Новиковым - крупнейшим деятелем Просвещения в России. 5. Преподавание словесности в первой трети XIX века. 6.Литературно-критическая и педагогическая деятельность Алексея Федоровича Мерзлякова. Внимание методиста к тексту литературного произведения, его выразительному чтению и критическому разбору. 7. Первые учебники по русской литературе И. М. Борна, М. И. Талызина, Н. И. Греча, В. Т. Плаксина. 8. Преподавание русской словесности в 40-50-е года XIX века. Практическая направленность преподавания «галаховско-буслаевских» проектов. 9. Филологическое чтение в методике Фёдора Ивановича Буслаева. 10. Хрестоматийные труды Алексея Дмитриевича Галахова. Солидность и авторитетность его «Истории русской словесности, древней и новой». 11. Методические искания в 60-80-е гг. Полемический характер педагогических точек зрения и методических концепций (культурно-историческая школа, психологическая школа, академическое направление в преподавании словесности, воспитательное направление в преподавании). 12. Образовательно-воспитательное направление методических работ Василия Ивановича Водовозова. 13. Владимир Яковлевич Стоюнин как создатель системы изучения литературных произведений в школе. 14. Теория и практика эстетического воспитания средствами литературы в трудах Виктора Петровича Острогорского. 15. Идеи культурно-исторической школы в «Истории русской словесности» Александра Ильича Незеленова. 16. Логико-стилистический подход к преподаванию литературы в педагогической деятельности Льва Ивановича Поливанова. 17. Оригинальность и перспективность для современной методической науки и школьной практики педагогического наследия Льва Николаевича Толстого. 18. Развитие методической мысли на рубеже ХIX-ХХ вв. Первый Всероссийский съезд словесников как отражение полемики между «общественниками» и «эстетами». 19. Идеи Цезаря Павловича Балталона о «воспитательном чтении» и критическом разборе произведений, основанном на данных «современной научной, эмпирической психологии и психологии художественного творчества». 20. Александр Данилович Алферов – последователь и сторонник филологического и объяснительного чтения. 21. Владимир Валерианович Данилов как представитель академического преподавания литературы, как последователь эстетической теории А.А.Потебни. 22. Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы: «трудовой метод», «комплексные программы», «метод проектов», разнообразие методических и литературоведческих концепций. 23. Роль методической концепции Владимира Петровича Шереметевского для совершенствования преподавания русской литературы. 24. Историко-литературная концепция Валерьяна Федоровича Переверзева, отражение в ней старых академических традиций; обвинение «переверзевской школы» в ревизии марксизма. 25. Стимулирование творческих способностей, критического мышления через иллюстрирование, работу с планом, наблюдение над стилем, амплификацию и другие приёмы работы с текстом в методическом наследии Николая Михайловича Соколова. 26. Лучшие традиции отечественной методики в преподавании литературы в I половине XX века. Новации в «Очерках по методике литературного чтения» Марии Александровны Рыбниковой. 27. Многопроблемность научно-педагогической деятельности Василии Васильевича Голубкова - ученого-теоретика и учителя-практика. 28. Классификация методов обучения и типология уроков литературы в методических трудах Николая Ивановича Кудрявцева. 29. Роль научной методологии при изучении литературы в методической концепции Григория Александровича Гуковского. Значение его книги «Изучение литературного произведения в школе» (1966). 30. Связи методики преподавания литературы и педагогики в методической системе Виктора Александровича Никольского. 31. Литературоведческие и методические идеи Василия Алексеевича Десницкого. 32. Теоретические основы преподавания литературы в школе в методических трудах Всеволода Юрьевича Троицкого. 33. Проблема развития школьника как читателя и гражданина в методике Натальи Дмитриевны Молдавской. 34. Особенности восприятия словесного искусства в трудах Тамары Васильевны Чирковской. 35. Вопросы истории методики преподавания литературы в работах Яна Ароновича Ротковича. 36. Николай Оскарович Корст о методике анализа художественных произведений в школе. 37. Проблема развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения в трудах Николая Владимировича Колокольцева. 38. Методические идеи Анны Сергеевны Дегожской. 39. Проблемы нравственного образования в методических трудах Льва Самуиловича Айзермана. 40. Поиски путей нравственного воздействия на учеников в практике учителя-новатора Ильина Евгения Николаевича. 41. Нравственное воспитание на уроках литературы в методической системе Натальи Яковлевны Мещеряковой. 42. Проблемы восприятия учащимися литературного произведения и методика школьного анализа в трудах Александра Максимовича Докусова. 43. Формирование историзма мышления и проблемы содержания литературного образования школьников в методических трудах Тамары Федоровны Курдюмовой. 44. Вопросы изучения лирики в школе в методических работах Зинаиды Яковлевны Рез. 45. Оксана Юрьевна Богданова о воздействии уроков литературы на формирование литературных способностей и мировоззрения школьников. 46. Проблемное обучение, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения в методических исследованиях Владимира Георгиевича Маранцмана. 47. Марк Григорьевич Качурин об организации исследовательской деятельности школьников на уроках литературы, о методике факультатива по литературе; профессиограм-ма учителя-словесника и другие проблемы методики преподавания литературы. 48. Методика изучения зарубежной литературы в школе, взаимосвязи русской и зарубежной литератур в трудах Кима Мироновича Нартова. 49. Геннадий Исаакович Беленький о проблемах изучения теории литературы в школе и путях совершенствования литературного образования школьников. 50. Проблемы изучения русской литературы в национальной школе в трудах Меджи Валентиновны Черкезовой. 51. Проблемы целостного изучения эпических произведений в трудах Терезы Георгиевны Браже. Выполнить всем: · Составить подробную библиографию работ одного из методистов XIX - XX вв. Проследите эволюцию его взглядов на преподавание литературы в школе. Что из его опыта можно, по вашему мнению, использовать в современной школе? · Коллективная защита реферата по предложенным темам из истории МПЛ. Литература Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с. История литературного образования в российской школе : Хрестоматия для студ. филол. фак. пед. вузов / авт.- сост. В. Ф. Чертов. - М. : Академия, 1999. – 384 с. Красноусов, А. М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы / А. М. Красноусов. - М. : Учпедгиз, 1959. – 224 с. Методика преподавания литературы в советской школе : хрестоматия / сост. Я. А. Роткович. - М. : Просвещение, 1969. – 375 с. Роткович, Я. А. История преподавания литературы в советской школе : учебное пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / Я. А. Роткович. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1976. – 335 с. Русские методисты-словесники в воспоминаниях / сост. В. С. Баевский. – М. : Просвещение, 1969. – 216 с. Русский учитель / под ред. Н. И. Громова. - Л. : Просвещение, 1959. – 134 с. Рыбникова, М. А. Очерки о методике литературного чтения : пособие для учителя. - 4-е изд., испр. / М. А. Рыбникова. - М. : Просвещение, 1985. – 288 с. Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)). Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / сост. Я. А. Роткович. - М. : Учпедгиз, 1956. - 416 с. Чертов, В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе / В. Ф. Чертов. – М. : МПГУ им. В.И. Ленина, 1994. – 130 с. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |