Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 6: Специфика школьного анализа

Литературных произведений

Вопросы к теме:

1. Анализ литературного произведения в школе как творческий процесс (специфика, цели, принципы).

2. Связи школьного анализа (педагогического по своей сути) с литературоведческим, лингвистическим, стилистическим и искусствоведческим.

3. Вопросы школьного анализа литературного произведения в наследии Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, М. А. Рыбниковой и др.

4. Пути и основные приемы изучения литературного произведения в школе.

6. Проблемная ситуация и проблемный вопрос при анализе художественного текста в школе.

7. Роль теоретико-литературных знаний в формировании умений и навыков анализа литературных произведений в школе.

8. Дискуссии о специфике и методике школьного анализа в работах методистов (Ревякин, Гуковский, Маранцман, Курдюмова, Браже, Рез, Тодоров, Чертов, Калганова, Зинин, Ланин и др.)

Задания к теме:

1. В каких трудах методистов прошлого представлены образцы школьного анализа литературных произведений. Законспектируйте 2-3 примера.

2. Прочитайте урок М. А. Рыбниковой, посвященный «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина. (Очерки по методике литературного чтения, 1985). Определите, что лежит в основе методической концепции этого урока? Что представляет несомненный интерес для учителя литературы наших дней? Проанализируйте статью З. Я. Рез «А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»» (Изучение лирики в школе, 1968). Покажите, какие методические традиции учтены методистом и развиты? Что нового появилось в этом варианте разбора стихотворения?

3. Изучите аннотации ныне действующих программах к теме «М. Горький. «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Познакомьтесь с двумя вариантами анализа «Песни о Буревестнике» в книге Н. И. Кудряшёва «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы», М., 1981. Проанализируйте каждый вариант. Какой из них требует активных форм работы учащихся?

4. Составьте тематическое планирование при пообразном пути анализа романа И. А. Гончарова «Обломов» в 10 классе, используя статью Н. Л. Ермолаевой «Роман И. А. Гончарова «Обломов» на уроках литературы» в журнале «Литература в школе», №1, 2009.

5. Представьте фрагменты уроков, где могут быть использованы приёмы «скрытого» анализа : устное словесное рисование, создание воображаемых фотомонтажей, фрагментов киносценариев, заочных экскурсий и т.д.

6. Напишите рецензию на одну из статей журнала «Литература в школе» (последний год), посвященную анализу художественного текста в школе.

7. Сформулируйте проблемные вопросы (не менее 10) к изучению в 9 классе «Слова о полку Игореве».

8. Составьте схему литературоведческого анализа художественного текста. Покажите на примере изучения стихотворения А. С. Пушкина «Анчар». При составлении схемы обращайтесь к учебникам и пособиям по литературоведению.

9. Покажите практическую значимость для учителя-словесника статьи В. Г. Маранцмана «Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». XI класс» в журнале «Литература в школе», 2002. № 5, № 7; 2003. № 1.

10. Составьте планы изучения сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» в 7 классе на основе целостного, проблемного, композиционного путей анализа.

 

Выполнить всем:

· Найти в Сети творческих учителей –сайт – http://it-n/ru - разные варианты изучения одного и того же произведения

Литература

 

Браже, Т. Г. Целостное изучение эпического произведения : пособие для учителя / Т. Г. Браже. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Глагол, 2000. – 335 с.

Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа : пособие для учителей / под ред. А. М. Докусова. - М. : Просвещение, 1974. - 192 с.

Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе : методол. очерки о методике / Г. А. Гуковский. - Тула : Автограф, 2000. - 223 с.

Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М. : Русское слово, 2006. – 240 с.

Маймин, Е. А., Слинина, Э. В. Теория и практика литературного анализа : пособие для студ. пединститутов / Е. А. Маймин, Э. В. Слинина. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.

Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к А. С. Пушкину : пособие для учителя и учащихся: в 2 ч / В. Г. Маранцман. - М. : ВЛАДОС, 1999.

Подругина, И. А. Типология анализа эпических произведений на уроках литературы / И. А. Подругина. - М. : Латмэс, 2000. - 157 с.

Пути анализа литературного произведения : к 60-летию В. М. Физикова : в помощь учителю / Омск. гос. пед. ун-т; под ред. М. С. Штерн. – Омск : Изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1998. – 143 с.

Пути анализа литературного произведения : пособие для учителя / под ред. Б. Ф. Егорова. – М. : Просвещение, 1981. – 222 с.

Пути и формы анализа художественного произведения : межвузовский сборник научных трудов // Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского; ред. Г. С. Веселова и др. – Владимир : Изд-во Владимир. гос. пед. ин-та., 1991. – 131 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов об анализе эпических произведений на уроках литературы в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки» и других за последние два года.

 

ТЕМА 7: Восприятие и изучение литературных произведений

В их родовой специфике

 

Вопросы к теме:

1. В чем своеобразие эпоса, лирики, драмы как родов литературы? Какие эпические, лирические, драматические жанры изучаются в школе? Ответ постройте на результатах анализа школьных программ по литературе.

2. Каковы специфические цели и задачи изучения лирики, эпоса, драмы учащимися на разных этапах их литературного развития? Покажите на конкретных примерах.

3. Какие формы воспроизведения текста применяются для первоначального ознакомления учащихся с лирическими, эпическими, драматическими произведениями? Покажите на конкретных примерах.

4. Каким образом выявляются, а затем учитываются уровень и характер восприятия эпических, драматических, лирических текстов? Какие виды работ способствуют сокращению разрыва между первоначальным восприятием и анализом произведений разных родов и жанров? Покажите на конкретных примерах.

5. Какие пути и приёмы анализа наиболее эффективны при изучении драматических, эпических, лирических произведений? Дайте образцы.

6. Какие вопросы теории литературы и в какой форме рассматриваются в процессе анализа лирических, эпических, драматических произведений в разных классах?

7. Каковы пути и приёмы обращения к разным видам искусства (живопись, музыка, театр, киноискусство и т.д.) и как они используются для осмысления лирических, эпических, драматических жанров?

8. Какие виды творческих работ помогают преодолеть барьеры, связанные с чтением и разбором драмы, стихотворения, повести? Приведите конкретные примеры.

9. Специфика школьного анализа эпических произведений на уроках литературы.

10. Методика целостного анализа эпического произведения.

 

Задания к теме:

1. Покажите на конкретном примере, как можно сосредоточить внимание читателя на трех сторонах, на трех центрах: событиях, героях произведения, авторе при чтении и анализе романа И. С. Тургенева «Накануне»?

2. Как помогает работа над эпизодом (Встреча Андрея Болконского с Наташей Ростовой в Отрадном) понять общую концепцию анализа романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?

3. Проанализируйте вопросы учебников для 9 класса по теме «Н. В. Гоголь «Мёртвые души», исходя из требований к изучению эпического произведения.

4. Используя основные компоненты анализа литературного произведения, предложите вариант истолкования эпического произведения.

5. Наметьте систему уроков по изучению повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» в 9 классе.

6. Разработайте систему уроков по изучению одного из крупных эпических произведений в 11 классе.

7. Составьте план-конспект урока по изучению рассказа А. П. Чехова «Ионыч».

12. Законспектируйте статью Т. А. Калгановой «Выбор методики анализа художественного произведения» в журнале «Литература в школе», №2, 2007, определите специфику новой методики аналитической работы над текстом.

13. Подумайте о том, как могут быть осуществлены межпредметные связи при изучении комедии Ж.-Б.Мольера «Мещанин во дворянстве» (обзор).

14. Продумайте систему заданий для десятиклассников по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка».

15. Сформулируйте вопросы, которые помогут написать восьмиклассникам отзыв о спектакле или фильме по пьесе А. Вампилова «Старший сын».

16. Дайте устную рецензию на три статьи из журнала «Литература в школе» (три последних номера), посвященных анализу:

- лирического произведения;

- эпического произведения;

- драматического произведения.

17. Дайте методический анализ двух вариантов изучения в VII классе «После бала» Л. Н. Толстого.

Вариант 1. Уроки М. А.Рыбниковой. Глава «Уроки» в «Очерках…»

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...