Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 5: Этапы изучения литературной темы в школе

 

Вопросы к теме:

1. Назначение вступительных занятий. Чем обусловлены объем, содержание и методика их проведения в средних и старших классах? Виды и приемы работы на данном этапе изучения литературной темы.

2. Разновидности уроков изучения биографии писателей, назначение и виды вступительных занятий в системе работы над литературной темой.

3. Каковы методические способы создания «установки» на чтение литературных произведений, их разбор и дальнейшее общение с текстом?

4. Виды чтения литературного произведения и способы (приемы) выявления первичного восприятия его школьниками.

5. Что позволяет утверждать; «Чтение и анализ литературного произведения (ступени его постижения) представляют собой разные виды деятельности»?

6. Чем обусловлена необходимость анализа литературного произведения в школе?

7. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы в школе. Принципы школьного анализа литературных текстов.

8. Назначение и виды заключительных занятий при изучении литературной темы.

9. Прокомментируйте схему планирования изучения литературной темы (материалы к теме).

Задания к теме:

1. Прочитайте описания 2-3 уроков в «Очерках...» М. А. Рыбниковой. Подумайте, чем поучительны вводные части этих уроков?

2. Произведения Л. Н. Толстого изучаются в 5-8 классах и в 10 классах средней школы. Составьте планы биографических рассказов о Л. Н. Толстом в одном из средних классов и в 10 классе. В чем будет принципиальное отличие содержания рассказа для 10 класса?

3. Покажите на конкретном примере, что и как надо рассказать об Александре Вампилове в 11 классе при изучении пьесы «Утиная охота».

4. Изучите аннотацию программы по литературе (любой вариант) к теме «Н. С. Лесков» в 10 классе и предложите распределение материала по урокам. В чем достоинства предлагаемого вами пути? Возможны ли другие? Какие именно?

5. Подготовьте реферат «Заочная экскурсия при изучении творчества писателя (на выбор) в старших классах».

6. Составьте программу заключительного урока-праздника или урока-концерта по одной из тем курса литературы для 9-11 классов.

7. Ответьте письменно на вопрос : «Что делать словеснику с теми, кто не хочет читать классику? Заставлять или не заставлять... читать?»

8. Составьте вопросы, позволяющие выяснить первоначальное восприятие рассказа Л. Н. Толстого «После бала» в 8 классе или рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» в 6 классе по программе Т. Ф. Курдюмовой.

9. Определите принципы отбора историко-литературного материала к заключительным урокам по изучению «Фауста» Гете в 10 классе, используя статью Е. С. Роговер ««Фауст» Гете: заключительные уроки» в журнале «Литература в школе», №5, 2009.

Выполнить всем

  • Используя сайт http://www.ropryal/ru, найти и проанализировать образцы конспектов вступительного занятия, анализа произведения или заключительного занятия.
  • Подготовка и защита проекта «Планирую изучение литературной темы».

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ

Схема планирования изучения

В школе литературной темы

 

1. Внимательно прочитайте раздел программы, посвященный изучаемой теме. Определите место данной темы в курсе конкретного класса и в общешкольном курсе литературы в целом. Что учащиеся уже знают (из курса предшествующих классов, по другим предметам)? Как можно использовать и углубить эти знания? Какие новые знания умения и навыки приобретут учащиеся в ходе работы над темой? Как эти знания помогут им усвоить материал программы на следующих этапах изучения литературы?

2. Определите главную цель и задачи, которые вам необходимо осуществить в ходе изучения данной темы.

3. Перечитайте художественное произведение, которое предстоит изучить, постарайтесь представить себе, что в нем может быть учащимся понятно, что - непонятно, что - интересно, что - скучно, что они способны заметить и осмыслить сами, мимо чего пройдут. Подумайте, какие наблюдения над текстом вы осуществите; какие знания по теории литературы, уже имеющиеся у учащихся, вы сможете при этом использовать; какие теоретико-литературные понятия раскроете вновь в процессе анализа текста?

4. Установите общее количество уроков по теме с учетом часов на раз­витие речи и на внеклассное чтение. Продумайте последовательность и методы работы и определите, сколько времени потребует каждый из этапов работы с текстом.

а) как вы построите вступительное занятие - первое знакомство с текстом, с личностью писателя или углубление знаний о нем; знакомство с литературной жизнью, с творческой историей произведения; наблюдения учащихся за реальностью, за природой и т.п. Сколько времени на них отведете?

б) как будет организовано первое знакомство с текстом художественного произведения (чтение его в классе, предварительное самостоятельное чтение до изучения в классе, сочетание домашнего и классного чтения и т п.)? Что успеете вы прочитать в классе? Сколько времени потребуется на это?

в) как выявите первоначальное читательское восприятие произведения школьниками. Какие коррективы внесете в свою работу в зависимости от особенностей восприятия?

г) как проведете анализ текста, какие стороны произведения рассмотрите более подробно, на каких сценах сосредоточите внимание учеников, о каких героях поведете беседу, какие детали поможете увидеть, к каким выводам попытаетесь подвести; способы введения теоретико-литературных понятий. Сколько уроков займет анализ?

д) общее содержание заключительных занятий итоговое суждение о произведении, о писателе, о значении его творчества (и их форма) обобщающая беседа, выразительное чтение, доклады и обобщения, заключительное слово учителя. Потребуется для этого целый урок или часть его?

5. В процессе подготовки к изучению всей темы постарайтесь вообразить себе возможно яснее каждый урок или систему уроков. Составьте план урока примерно по такой схеме:

1). Содержание урока : (каковы тема и цели урока; какой историко-литературный материал будет на нем освещен; какие стороны художественного произведения надлежит рассмотреть, в какой последовательности целесообразно изучать материал; какие учебные пособия понадобятся, как можно использовать учебный кинофильм, портреты, репродукции, иллюстрации, грамзаписи и т д.)

2). Организация урока (какие методы и приемы работы использовать наиболее целесообразно; какова будет роль учителя на уроке, как организовать учебную деятельность школьников; как осуществить учет их знаний, умений и навыков?).

3). Организация самостоятельной деятельности учащихся дома (какова цель домашнего задания; какие виды работ будут связаны с текстом художественного произведения, какие задания будут предложены по учебнику; как возможно индивидуализировать задания с учетом интересов и уровня подготовки разных групп учащихся, как осуществится проверка домашнего задания на последующих уроках).

Продумайте содержание и форму урока развития речи и урока внеклассного чтения (задания, их место и целесообразность).

Составьте общий план внеклассной работы в связи с изучаемой темой (организация внеклассного чтения, выставок, проведение читательских конференций, диспутов, экскурсий, вечеров, конкурсов и тому подобное).

 

Литература

Анализ художественного произведения : Художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя / Е. И. Анненкова и др.; под ред. М. Л. Семановой. – М. : Просвещение, 1987. – 175 с.

Браже, Т. Г. О литературе в школе : кн. для учителя / Т. Г. Браже. - Спб. : МИРС, 2008. – 394 с.

Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе : методол. очерки о методике / Г. А. Гуковский. - Тула : Автограф, 2000. - 223 с.

Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М. : Русское слово, 2006. – 240 с.

Каплан, М. Е. Русская классика в средней школе : анализ программных произведений в 9-11 кл. : учебное пособие / М. Е. Каплан. – М. : Антиква, 1999. – 222 с.

Маймин, Е. А., Слинина, Э. В. Теория и практика литературного анализа : пособие для студ. пединститутов / Е. А. Маймин, Э. В. Слинина. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.

Пути анализа литературного произведения : к 60-летию В. М. Физикова : в помощь учителю / Омск. гос. пед. ун-т; под ред. М. С. Штерн. – Омск : изд-во Омск. гос. пед. ун-та, 1998. – 143 с.

Пути анализа литературного произведения : пособие для учителя / под ред. Б. Ф. Егорова. – М. : Просвещение, 1981. – 222 с.

Пути и формы анализа художественного произведения : межвузовский сборник научных трудов // Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского ; ред. Г. С. Веселова и др. – Владимир : Изд-во Владимир. гос. пед. ин-та., 1991. – 131 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов о специфике школьного анализа литературных произведений в журналах «Литература в школе», «Русская словесность» и других за последние два года.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...