Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Основные черты личности воспитанника

Девочка правдива, честна, готова оказать помощь одноклассникам и друзьям. Уважительно относится к учителям и родителям, внимательна к окружающим людям.

По типу темперамента – сангвиник, нервные процессы уравновешенны, быстро реагирует на то, что говорит, делает; легко переключается с одного дела на другое.

Речь развита, внимание и память выше среднего уровня.

Программа изучения ученического коллектива:

I. Состав группы.

1. Возрастной состав – 7 лет

2. Познавательный уровень, уровень развития - средний

3. Работоспособность и успеваемость – выше среднего

4. Класс на хорошем счету в школе. Активно участвует в обществен­ных делах.

5. II. Сплоченность группы.

1. Обучающиеся хорошо относятся друг к другу, класс дружный, отверженных нет, есть несколько выраженных лидеров (по результатам социометрии).

2. Дети с удовольствием проводят время вместе и после уроков, посещают кино, музей, ходят в походы.

3. При проведении мероприятий стараются держать­ся вместе.

III. Организованность группы.

1. С удовольствиям готовятся к коллективным делам, распределяют обязанности (с помощью учителя), помогают друг другу.

IV. Общественное мнение в группе.

1.Не одобряют вранье, лень, пропуски уроков без уважительной причины, драки.

V. Характер связей в коллективе.

1. Обучающихся связывает общее место жительства (микрорайон), общие интересы (классный руководитель – учитель музыки и весь класс поет в школьном хоре).

VI. Актив группы

1. В классе есть староста, есть спортивный, художественный сектор, отличники помогают отстающим.

VII. Связь коллектива с жизнедеятельностью образовательного учреждения.

1. Дети общаются с учащимися других классов и в школе и во внеклассной деятельности (соревнование, совместные дела).

2. Практически все участвуют в культмассовых мероприятиях (в рамках плана воспитательной деятельности образовательного учреждения).

Задание 2.Составьте анкету для учащихся начальных классов, с помощью которой можно оценить сформированность компонентов логического мышления. При выполнении задания воспользуйтесь следующим материалом: Гороховская, Г. Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников/ Г.Г.Гороховская // Начальная школа. 2008.- № 6.- –С. 40 – 43).

 

В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления (мышления в форме понятий, суждений и умозаключений по правилам и законам логики (формальной), осуществляемого осознанно и развернуто в речи и с ее помощью) приобретает особую актуальность. Необходимо проведение специально организованной работы по формированию и совершенствованию умственной деятельности учащихся, вооружению их "логической грамотностью" — свободным владением комплексом элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического мышления и необходимый базис для его развития.

Логика мышления не дана человеку от рождения, ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. В психолого-педагогических исследованиях и практике логической подготовки детей в XIX-XX вв. теоретически развиваются и экспериментально доказываются идеи о том, что у младших школьников при определенных условиях может успешно осуществляться формирование первоначальных логических умений. Существует большое количество работ (А.К.Артемов, И.Я.Лернер, И.Л.Никольская, А.А.Столяр, К.О.Ананченко, В.С.Аблова, Т.А.Кондрашенкова, Л.Н.Удовенко, Н.Г.Салмина, В.Н.Сохина, Т.К.Камалова, Е.П.Маланюк, О.В.Алексеева, И.В.Титова и др.), посвященных данной проблеме.

Система развития логического мышления представляет собой целостное единство целевых, процессуально-технологических, организационных, содержательных компонентов логической подготовки учащихся.

Целью развития логического мышления выступает определенность, последовательность, доказательность мысли. Задачами являются знание и владение основными мыслительными операциями; знание и умение выделять структурулогических форм мышления; осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

Технология развития логического мышления младших школьников представляет собой совокупность следующих форм работы:

1) введение элементов логики в дошкольную математическую подготовку (программы "Развитие" (рук. Л.А.Вернер), "Детство" (рук. Т.Н.Доронова, Л.И.Иванова), "Радуга" (Е.В.Соловьева), интеллектуальный тренинг Е.А.Пономаревой);

2) введение в школьный курс новых (дополнительных) дисциплин, в которых логические знания и умения выступают в качестве объекта специального формирования (курсы "Шахматы" (И.Г.Сужин), "Информатика в играх и задачах" (рук. А.В.Горячев));

3) введение курса логики как самостоятельного учебного предмета (факультативные курсы Л.Н.Борейко, "Начала логики" (для 1 класса) Т.А.Кондрашенковой, "Мир логики" С.Гина, технология развития логического мышления Т.М.Садовской);

4) введение элементов логики в изучение базовых предметов, особенно математики как самой теоретической науки из всех изучаемых в школе, науки, выстроенной в соответствии с логикой. Данный подход является наиболее предпочтительным, поскольку может обеспечить всеобщую начальную логическую подготовку, ее органическую связь с предметным содержанием школьных курсов и преемственность между начальной и средней школой.

Анкета:

1 СУБТЕСТ

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

2 СУБТЕСТ

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 СУБТЕСТ

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1. Огурец георгин

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. Учитель врач

ученик очки, больные, палата, больной, термометр

3. Огород сад

морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4. Цветок птица
ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. Перчатка сапог
рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

 

6. Темный мокрый

светлый солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы термометр

время стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина лодка

мотор река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул игла

деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол пол

скатерть мебель, .ковер, пыль, доска, гвозди

;

4СУБТЕСТ

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

1. Метла, лопата ...

2. Окунь, карась ...

3. Лето, зима ...

4. Огурец, помидор ...

5. Сирень, шиповник ...

6. Шкаф, диван...

7. День, ночь ...

8. Слон, муравей ...

9. Июнь, июль …

10. Дерево, цветок ...

 

Вариант анкеты представьте на практическом занятии.

Задание 3.В самом начале учебного года родители первоклассников по предложению учителя заполнили такие анкеты:

1. Как вы считаете, правильно ли вы воспитываете своего ребенка?

2. Что вам мешает правильно воспитывать его?

3. Какие качества личности удается вам воспитывать у своего ребенка?

4. Какие черты характера вам не нравятся в вашем ребенке?

5. Какую помощь вы хотели бы получить в его воспитании?

6. Есть ли у вашего первоклассника брат или сестра?

а.Укажите, какие педагогические задачи решает учитель с помощью такого знакомства с семьями учеников?

1) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;

2) задачи по переориентации ученика;

3) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;

4) задачи по росту самостоятельности;

5) задачи на развитие и проявления творчества;

6) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

7)задачи по самовоспитанию.

 

б. Как бы Вы распорядились полученной при анкетировании информацией, как использовали бы ее в работе с детьми и родителями?

Применяла бы результаты в ежедневной учебной деятельности и во внеклассной работе.

Задание 4. Прочитайте текст. Составьте систематизирующую таблицу:

.Функции педагогического консилиума Характеристика функций
Диагностическая функция Включает в себя распознавание отклонений в поведении и учении учащихся, изучение социальной ситуации развития, положение в коллективе, выделение доминанты нравственного развития, определение потенциальных возможностей и способностей учащихся.
Воспитательная функция Включает в себя: разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, родителям, учителям – предметам. Во – вторых, воспитательная функция консилиума заключается в непосредственном воспитательном воздействии на личность учащегося в ходе собеседования. Взрослые помогают ученику осмыслить нравственную суть поступка, сформировать правильную самооценку и совместно с учащимися разрабатывают программу саморазвития
Реабилитирующая функция Предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно – воспитательные условия. Подчеркиваются положительные стороны учащегося, внимание родителей направляется на потенциальные возможности и интересы юного человека. Сущность школьной реабилитации состоит в том, что консилиум целенаправленно разрушает отрицательный стереотип ученика, сложившийся у классного руководителя в результате длительных конфликтных отношений, помогает увидеть взрослому положительный потенциал ребенка.

Задание 5. Проанализируйте педагогическую ситуацию.

Во время перемены у второклассницы пропали наручные часы, которые она оставила в классе на парте. Девочка пожаловалась учительнице. Та сразу же попросила детей поискать. Часы нашлись на удивление быстро - в парте у одного мальчика. Он, перепуганный, твердит, что часов не брал. Дети и учительница верят в это с трудом... После уроков в школу пришла мама мальчика, которой сын все рассказал, уверяя, что он не виноват. Женщина и сама не верит, что сын - воришка, это на него абсолютно не похоже. Может, часы ему подбросил настоящий вор? Как быть?

Продумайте цели, содержание и участников педагогического консилиума. Представьте проект на практическом занятии.

 

Цель - коллективная диагностика состояния дел в классе (параллели классов) с выходом на их причины и педагогическую коррекцию.

Педагогический консилиум проводится в форме творческого совещания учителей конкретного класса (параллели классов) с участием классных руководителей, представителей администрации школы, медицинских работников, школьных психологов и других лиц. Наряду с идеей обязательного представительства ключевых фигур образовательного процесса действует правило, по которому к участию в работе консилиума принято привлекать тех и только тех лиц, от участия которых в педагогическом консилиуме может быть реальная польза.

Содержание:

- сформулировать ключевые проблемы работы с данным школьником и классом (как рассогласования между желаемым и реальным результатом) и их доминирующие внутренние и внешние причины;

- разработать конкретные меры по закреплению позитивных и преодолению негативных тенденций в воспитании и развитии школьников; сформулировать на этой основе общезначимые рекомендации и определить характер участия всех участников педагогического консилиума и других лиц в их практической реализации.

На подготовительном этапе будущие участники педагогического консилиума в течение нескольких недель изучают школьников и классные коллективы, а также, в рамках дозволенного профессиональной этикой, ситуацию в семьях учащихся, их ближайшем окружении. Программа такого изучения заранее согласовывается. В ходе ее реализации используются наиболее доступные в повседневной учебно-воспитательной работе методы (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, социометрия, анализ ученических работ и др., при этом спектр первичных диагностических методик может расширяться по мере роста диагностической квалификации педагогов под влиянием школьной психологической службы и самообразования). Таким образом, еще до проведения педагогического консилиума его участники располагают определенными знаниями, что позволяет им быть готовыми к групповому обсуждению, которое обычно непосредственно ведет классный руководитель при организующей роли представителя администрации школы.

Процедура педагогического консилиума на основном этапе в целях обеспечения экономии времени и концентрации внимания на главных проблемах четко структурируется. Этому способствует использование матриц, в которых отражается списочный состав класса, а также основные оцениваемые параметры. Оценка обычно проводится по простой качественной шкале, где высокий уровень проявления качества обозначается знаком «+», низкий - знаком «-», а средний - знаком «+/-», естественно, без выведения средних оценок по ученику, так как все оцениваемые параметры имеют разную значимость. Ведущий педагогического консилиума призван, не задерживаясь слишком долго на обсуждении оценок по отдельным параметрам (дискуссия разумна лишь при принципиальном несогласии в оценках со стороны разных экспертов), обеспечить получение по результатам заседания согласованного и точного ответа на следующие вопросы:

- что является главными проблемами в обучении и воспитании данного школьника?

- в чем причины этих проблем и каковы возможности школы в их профилактике, устранении, нейтрализации, компенсации?

- какие меры педагогический консилиум рекомендует осуществить для улучшения ситуации в ближайшем будущем (эти меры могут касаться работы классного руководителя, учителей-предметников, профессиональных объединений педагогов и функциональных служб школы, деятельности школьной администрации)?

Обсуждению рекомендаций по работе с отдельными школьниками и классными коллективами должно уделяться основное внимание педагогического консилиума. После формулирования и фиксирования рекомендаций педагогического консилиума и распределения ролей по их выполнению администрация школы берет процесс под свой контроль.

По мере развития психологической службы школы, а также появления возможностей привлечения широкого круга других специалистов к работе консилиума (медиков, психоневрологов, психиатров и т.д.) педагогический консилиум при сохранении его общих подходов и принципов безболезненно трансформируется в психолого-педагогический или педологический (педология - комплексная научная дисциплина, аккумулирующая все знания о ребенке и его развитии) консилиум.


Семинар №5.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...