Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

В основе концепции развития школы лежит взгляд на сельское образование как целостную систему, которая призвана обеспечивать многофункциональную подготовку сельских жителей к жизни в условиях современной деревни и успешной деятельности в важнейших сферах: профессиональной, сельскохозяйственной, семейной, культурно-досуговой, духовно-нравственной, социальной, общественно-политической, по охране своего здоровья.

Основываясь на данных многолетней опытно-эспериментальной работы в сельских школах России, приведенных М.П.Гурьяновой, педагогом-практиком и глубоким исследователем истории, теории и практики развития сельской школы, выделяем качественные характеристики образа желаемого будущего – школы социокультурного центра села (модель открытой школы).

1. Работа открытой школы предполагает расширение функций школы в области воспитания, образования, развития личности, ее социальной защиты. Помимо традиционных – воспитательной, образовательной, развивающей, социализирующей – школа начинает выполнять социально-педагогические, социально-терапевтическую, социокультурную, охранно-защитную функции.

2. Работа открытой школы предполагает расширение ее профиля. Многопрофильность школы вызвана необходимостью выполнения возложенных на нее функций в открытой среде ( работа с детьми и взрослыми). Организуя те или иные виды социально-педагогической деятельности ( трудовая, досуговая, экологическая, туристско-краеведческая, историко-культурная, спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая и др.), школа превращается из места обучения детей в образовательный, культурный, социальный центр жизни общинной жизни.

3. Открытая школа имеет широкие социальный связи с окружающей средой, которые сориентированы на личностное развитие ребенка, укрепление его физического, нравственного, психического здоровья, усвоение им многообразного опыта старшего поколения, социально-педагогическую поддержку и помощь сельской семье, другим категориям граждан.

4. Развивая различные формы взаимодействия и сотрудничества со средой, сельская школа наполняет ее педагогическим содержанием, повышает ее воспитательное и образовательное воздействие.

5. Открытая школа вместе с семьей, сельским миром активно формирует здоровый микроклимат в поселке, селе, деревне, организует полезную деятельность по оздоровлению сельской жизни, возрождению народных традиций в воспитании, меняет к лучшему окружающую среду, духовно обновляет ее.

6. Содержание образовательного процесса в открытой школе органически связано с социальной, культурной, природной, производственной средой. Преподавание всех учебных предметов направлено на социализацию личности сельского школьника. Интегрированные учебные дисциплины включают знания, умения, навыки, необходимые жителю села – хозяину земли, закрепляют трудовые, историко-культурные, художественные традиции региона.

7. Открытая школа предполагает активное участие всех субъектов сельского социума в социальном воспитании детей, включение сельских жителей в социально-педагогическую работу с детьми и их семьями. Она воспитывает детей в духе общности, взаимопомощи, сотрудничества, уважительного отношения к истории, культуре, старшему поколению, семье.

8. Открытая школа выстраивает новые отношения со средой. Это уважительный диалог с семьей, общественностью села. Это партнерские отношения с государственными и общественными структурами, крестьянскими (фермерскими)хозяйствами, кооперативами, частными предпринимателями. Это плодотворное сотрудничество с представителями старшего поколения, ветеранами труда, войны.

9. Работа школы в открытой среде предполагает управление педагогическим потенциалом среды. Школа стремится овладеть педагогикой активного социального действия, привлекая детей, взрослых к участию в жизни своего села, принятию решений и их выполнению. При этом школа опирается на воспитательный потенциал семьи, позитивные нравственные, интеллектуальные, творческие силы сельского социума.

10. Открытая школа формирует информационное образовательное пространство, используя, прежде всего различную информацию педагогического содержания. Насыщая сельское образовательное пространство общественно ценной информацией, способной влиять на сознание граждан, уровень их мышления и образованности, сельская школа содействует распространению новых знаний и повышению культурного уровня среды.

11. Работа открытой школы предполагает обеспечение ее соответствующими кадрами. Социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, психолог, мастера производственного обучения реализуют многочисленные функции сельской школы.

Особую значимость для формирования базовой идеи концепции имеют работы С.Т.Шацкого, М.А.Рыбникова, Н.К.Крупской посвященные развитию теории и практики педагогики деревенской среды, культурно-просветительской работе в сельской местности, изучение личности сельского школьника. Так, С.Т.Шацкий подчеркивал, что «школа – есть часть воспитывающей детей среды, а не единственное место, где дети могут по настоящему воспитываться». Добавим, что тоже самое можно отнести к процессам обучения и развития.

Поэтому необходимо выстраивание в сельской местности целостной многофункциональной системы, нацеленной на формирование личности. Сельская школа из места для усвоения уроков превращается в общинный культурно-образовательный центр, где классы, учебные мастерские, актовый и спортивны залы, библиотека, лаборатории, музей открыты для всего населения, где организован совместный труд для детей и взрослых, идет обучение через конкретные дела, где не только развивают самостоятельность, ум, мышление, память, творческие способности, интересы, обогащают чувства ребенка, но и учат жизнестойкости, общению, умению работать в группе, проявлять инициативу, организовывать работу.

Опыт работы на селе убеждает, что наиболее эффективными в воспитательном отношении являются интегративные модели образовательного учреждения, имеющие значительные преимущества в условиях ограниченных ресурсов села.

 

Миссия школы.Программа развития «Сельская школа социализации» является попыткой создать такую образовательную практику, которая будет обеспечивать полноценную социализацию обучающихся, под которой понимается процесс включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры в условиях сельского социума.

Начиная с 1989 года, в стране создаются образовательные учреждения различных типов и видов, принципиально различающиеся по назначению, образовательным целям и способам организации образовательной практики.

С нашей точки зрения, основная цель современной общеобразовательной школы – это получение школьниками политехнического образования, то есть подготовка подрастающих поколений к преобразовательной технико-технологической деятельности. Такой подход в российском образовании утвердился после 1917 года и успешно решал важнейшие для России задачи: а) обеспечение всеобщей грамотности населения; и б) обеспечение кадрами российской промышленности и сельского хозяйства, подвергающихся значительной модернизации. Человек, получающий общее политехническое образование, а затем профессиональную подготовку, как правило, способен грамотно выполнять определенную функцию в рамках большей деятельности.

Образовательное пространство общеобразовательной школы - это среда совместного бытия, преобразованная всеми субъектами образования в фактор интегративного влияния на процесс развития и самореализации личности, то есть на процесс становления личности субъектом социальной деятельности.

Основная концептуальная идея заключается в том, чтобы деятельность по образованию подрастающего поколения стала важнейшим фактором формирования культуры, представляющей собой, с одной стороны, составную часть культуры человеческой, с другой, - средство культурного развития личности участников образовательного процесса.

В соответствии с основной идеей целенаправленной социализации обучающихся программа базируется на идеях:

1 социокультурного подхода к образовательному процессу (имеется ввиду то, что формирование личности - фактор общественного развития и, что содержание образования всегда определялось культурой общества) - Н.Е. Щурковой,

2 гуманистической направленности воспитания (Ш.А. Амонашвили),

3 диалогичности - М. Бахтина,

4 успешности и создания социальных ситуаций развития - в соответствии с учениями Л.С. Выготского,

5личностно - ориентированного подхода и педагогики поддержки - О.С. Газмана

и системе принципов, определяющих цели:

· Принцип гуманистической направленности;

· Принцип природосообразности;

· Принцип культуросообразности;

· Принцип политехничности;

· Принцип системности;

· Принцип диалогичности;

· Принцип успешности;

· Принцип творческой самодеятельности (свобода и стимулирование деятельности детей, самоорганизация и развитие интересов).

4.2. Основные направления преобразований

Реализация заявленных идей и принципов требует качественного изменения, как образовательной практики, так и системы управления школой. Отсюда, основными направлениями преобразований являются:

 

1. Сохранение, перенесение и «вписывание» в модель «Сельской школы социализации»лучших достижений школы:

1 принципов, форм и методов организации работы с учащимися в течение полного дня, обеспечивающие полноценное воспитание школьников;

2 систему развивающего обучения, переход на федеральные стандарты нового поколения с 1.09.2011 года;

3 ранее обучение (со 2-го класса) языку современного общения – языку информатики, который дают школьникам возможность жить и общаться в современном мире, позволяет им расширять горизонты своего сознания за счет освоения мировой культуры;

4 расширенное преподавание предметов профессионального цикла, позволяющее учащимся жить и строить жизнь по законам определенной профессии, предъявлять свое миропонимание политехническими средствами;

5 работу по сохранению здоровья и физическому развитию учащихся школы, включающую в себя организацию качественного от одно- до четырех- разового питания школьников, ежедневные занятия физкультурой, которые позволяют им выдерживать учебные нагрузки, легко переносить заболевания и прививают навыки здорового образа жизни;

6 основные идеи системы внеурочной работы с учащимися, строящейся на основе деятельности детской общественной организации «Добро» и Совета старшеклассников, которые обеспечивает добровольное участие школьников в различных видах деятельности, позволяет им овладевать навыками самоуправления и управления, расширяет поле их общения;

7 стабильность педагогического коллектива, который удерживает основные ценности школы и принципы образования, способный к саморазвитию и развитию образовательного учреждения, умеющий грамотно организовывать ситуации учения-обучения;

2. Построение целостной социально-ориентированной образовательной практики в сельской школе, в том числе:

· трех образовательных пространств социально-ориентированной образовательной практики (учебного пространства, производственного пространства и пространства общественно значимой деятельности), активные действия в которых позволят школьниками научиться решать три принципиально разных типа задач: познавательные, профессиональные и социально-практические;

· систему функциональных слоев-срезов социально-ориентированной образовательной практики, обеспечивающих становление у школьников таких компетенций, которые позволят ему реализовывать себя в качестве социального индивида, в качестве субъекта деятельности, в качестве личности в зависимости от разворачивающейся здесь и сейчас ситуации;

· инфраструктуру социально-ориентированной образовательной практики, включающую в себя школьную, сельскую, районную, областную, федеральную,

позволяющую каждому школьнику максимально свободно выбирать свою сферу инициативы и ответственности, свой вектор и свое направление возможного движения;

· инвариант социально-ориентированной образовательной практики (единицу практики), который удерживает подсистему учебного материала, подсистему педагогической деятельности, подсистему учебной деятельности и подсистему учебной коммуникации, обеспечивающий полноценную организацию ситуаций учения-обучения.

 

3. Модернизацию содержания образования и обученияв школе, в том числе:

· включение в понятие «содержание обучения » не только организации образовательного процесса (форм, методов, способов взаимодействия) в рамках учебных предметов, но и школьных обычаев, и традиций, и отношений;

· построение содержания обучения таким образом, чтобы оно удерживало четыре типа содержаний: содержание формирования (знаковую форму и значения), содержание познания (способы мышления и деятельности), содержание воспитания (эмоционально-оценочное отношение к различным социокультурным единицам), содержание учения-обучения (учебные действия и способ коммуникации);

· построение содержания обучения таким образом, чтобы оно удерживало пять типов знаний: методологическое, общенаучное, частно-научное, практико-методическое и конструктивно-техническое;

· построение содержания обучения таким образом, чтобы оно было представлено следующими циклами предметов: а) естественно-математическим (удерживающим мир Природы, т.е. естественную реальность); б) социально-гуманитарным (удерживающим мир Социума, т.е. искусственную реальность); в) художественно-эстетическим (удерживающим мир Искусства, т.е. духовную реальность), производственно-техническим (удерживающим мир Производства, то есть профессиональную реальность).

 

4.Построение шести типов учебности в школе (учебную, производственную, исследовательскую, проектную и управленческую деятельности):

· на основе структуры мыслительного акта, центральным звеном которого является проектирование;

· таким образом, чтобы школьник одновременно действовал и со знанием (космосом, удерживающим объективные содержания реального мира), и с самим собой (космосом, удерживающим его самость), и с Другим (космосом, удерживающим другую субъективность);

· таким образом, чтобы ее усвоение происходило как процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов деятельности от учителя сначала к совокупности учитель-ученики, а затем уже к самому ученику;

· таким образом, чтобы в ходе ее освоения школьники осваивали умение планировать самоизменения в ходе решения задачи и изменять себя;

· таким образом, чтобы: а) в начальной школе ученики научались индивидуально осуществлять учебную деятельность на учебном материале в специально созданных условиях; б) в основной школе у учеников появлялась способность осуществлять полную структуру учебной деятельности самостоятельно в рамках и на материале других видов деятельности

 

5. Построение совместных форм жизнедеятельности педагогов, учащихся и их родителей таким образом, чтобы можно было включить обучающихся:

· в процесс решения социально-практических задач и реализацию познавательных, творческих и социальных проектов, обеспечивающих выращивание в каждом учащемся ценностей, идеалов и смысла жизни;

· в освоение: а) различных типов и видов мышления и деятельности; б) методов выделения проблем и постановки целей; в) приемов разработки эффективных путей разрешения проблем;

· в освоение: а) методологических средств анализа ситуации, проектирования и моделирования; б) форм организации коллективного взаимодействия при осуществлении деятельности; в) средств рефлексивного анализа собственной деятельности;

· в освоение: а) техник адекватного выражения собственной точки зрения; б) техник сопоставления, понимания, критики и оценивания точек зрения Других;

· в постоянное взаимодействие с результатами их собственных действий и в рефлексию результатов собственных решений;

· обеспечить: а) понимание школьниками недостаточности собственного образования и применяемых способов работы; б) ломку стереотипов поведения; в) понимание и усвоение правильных взаимоотношений.

6. Построение образовательной практики, учитывающей возрастные особенности обучающихся, которые требуют:

· формулирования миссии школы как интегративного единства миссий школ следующим образом: а) миссия начальной школы – воспитание грамотного социального индивида; б) миссия основной школы – выращивание подростками своей субъективности и субъектности; в) миссия средней школы – становление личности обучающегося с позиции социально-профессионального самоопределения, то есть полная (для данной возрастной группы) социализация;

· разработки образовательных целей школ школы, исходя из миссии школ, таким образом, чтобы выделитьцели формирования, цели образования, цели социализации, цели учения-обучения;

· построения практики развивающего образования в каждой школе школы на основе ведущего образовательного пространства, таким образом, чтобы: а) в начальной школе ведущим было учебное пространство; б) в основной школе ведущим было пространства общественно значимой деятельности; в) в средней школе ведущим было производственное пространство;

· построения занятий в школе таким образом, чтобы: а) в начальной школе классический урок был главной формой учения-обучения, пронизанной творчеством учащихся, их свободой при осуществлении образовательных целей, их инициативой в выборе средств решения учебной задачи, при точном и обязательном выполнении задания; б) в основной школе занятия на основе различных видов взаимодействия были главной формой учения-обучения, при все большей индивидуализации деятельности подростков, усилении роли их самостоятельной работы при активной коммуникации в различных видах групп; в) в средней школе главной формой учения-обучения была система занятий, включающая в себя: вводный проблемный семинар – практические занятия – самостоятельную индивидуальную работу – заключительный семинар;

· создания индивидуальных учебных планов, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

7. Создание практики управления школой, основанной на сетевом принципе, позволяющей построить:

· педагогам, обучающимся и их родителям совместное решение основных задач школы, через включение всех в социальное проектирование;

· управление школой на основе полисубъектного взаимодействия, что требует выделения совокупности процессов, которыми управляет каждый коллективный или индивидуальный субъект (обучающийся, педагог, родитель, социальный партнер) для достижения поставленных перед школой целей;

· работу руководителей, педагогов и обучающихся, опираясь на идею контролируемого деятельностного целого, которая выводит педагогов и учащихся в управленческую позицию, определяя их объект управления и меру ответственности за конечный результат деятельности школы;

· работу с родителями, через организацию деятельности Управляющего Совета, обеспечивающего единые требования к школьникам, дополнительное финансирование развития школы;

· работу школы на основе программ и проектов развития деятельности, в основе которых лежат региональные представления об управлении инновациями, и руководство которыми осуществляют управляющие из числа руководителей, педагогов и обучающихся.

Целевые ориентиры

Цель программы. Создание и реализация модели сельской школы социализации, обеспечивающей подготовку адекватного современным социально-экономическим условиям гражданина, труженика, семьянина. (Создание целостной, открытой, социально - педагогической системы, способной обеспечить комплексное образовательное пространство для социализации обучающихся.).

Задачи программы.

1.Создание системы трудовой социализации обучающихся на основе профессионального обучения на старшей ступени школы и организации образовательного процесса на основе индивидуальных маршрутов.

2.Создание системы гражданского становления обучающихся через формирование ценностных установок, обеспечивающих адаптацию обучающихся к новой среде, мобильность в изменяющихся условиях и ответственность за социальные действия средствами социального проектирования.

3.Формирование системно-синергетической здоровьесозидающей среды в школе, направленной на перевод здоровьесохраняющей деятельности в здоровьеукрепляющую для всех субъектов образовательного процесса (обучающегося, учителя, родителя, социального партнера) и расширение потенциала физической культуры и дополнительного образования как ресурса формирования опыта полноценной жизни.

4.Модернизация системы управления образовательным учреждением посредством расширения функций общественной составляющей и перевод школы в субъект профессионально-творческих коалиций.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...