Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проанализируйте полученные результаты.

Результат от 80 до 121 баллов - средняя оценка, дающая основание рассматривать учителя как претендента на II категорию.

 


Семинарское занятие №8.

Тема: Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи.

Задание 1. Прочитайте определения понятия «образовательная среда». Выделите существенные признаки данного понятия.

Образовательная среда – сфера социальной жизни, включающая в себя признание активной роли среды в процессе формирования личности ребенка.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования и возможностей для развития личности социального и пространственно - предметного окружения.

Образовательная среда - это совокупность общественных, материальных и духовных воздействий, которые благоприятно или неблагоприятно влияют на развитие личности.

Задание 2. Прочитайте статью: Улановская, И. М. Что такое образовательная среда школы?

/ И. М. Улановская // «Начальная школа: до, плюс и после. – 2002. - № 1.- С.3-6.

Проанализируйте различные подходы к сущности образовательной среды разных ученых и составьте систематизирующую таблицу.

Авторы (исследователи) Сущностные характеристики образовательной среды
Зарубежные (американские исследователи) С точки зрения американских исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как с коллегами, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы
В. Слободчиков   Подход В. Слободчикова также отталкивается от культурно-общественного контекста. Исследователь, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя таким образом ее целевое и функциональное назначение, а с другой – выделяет ее истоки в предметности культуры общества: «Эти два полюса – предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека – в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав»
В. Панов В.Панов в исследовании образовательной среды фиксирует основное внимание на «технологическом» уровне ее реализации и оценки
В. В. Давыдов – каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования; – обучение построено на основе ведущей деятельности; – проработаны и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности; – в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса

Задание 3. Изучите статью: Улановская, И. М. Какие бывают образовательные среды? / И. М. Улановская // «Начальная школа: до, плюс и после. – 2002. - № 1.- С.7-9.

Заполните схему до конца.

 
 


1 группа:

Обучающая школа может быть представлена как самой традиционной школой, строго нацеленной на формирование ЗУНов, так и весьма «продвинутой» школой с приглашенными из университетов профессорами, массой факультативов, защитой проектов и т.п. Однако и цели, и ценности, и средства их достижения в обеих школах схожи: – «во главу угла» поставлены конкретные знания (либо на самом среднем уровне – стандарты, либо на весьма углубленном и продвинутом уровне); – педагог выступает в функции транслятора знания, а ученики – в роли пассивных его «впитывателей»; – наиболее распространен урок-лекция; – требования предъявляются к результату (ответу в задаче, безошибочности написания, объему выученного наизусть…), а не к способу его получения; – жестко организован контроль знаний, оценка дается только учителем, чаще негативная, чем позитивная; – отношения между учениками в классе соревновательные; – отношения между учащимися и педагогами формальные; – поощряются ученики прилежные и исполнительные; – критерием оценки учителя являются его знание и опыт; – строго контролируется посещаемость; – оформление школы обычно строгое (офисный стиль); – родители допускаются в школу только по вызову директора или классного руководителя.

«Гуманистическая школа» ставит своей главной целью создание такого психологического климата, в котором каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно. Средствами при этом являются: – неформальное общение педагогов с детьми (причем не только во внеурочное время, но и на самих уроках); – преобладание позитивных оценок, иногда полный отказ от отметок; – большое внимание к внеурочной жизни школы (театр, кружки, секции, походы и т.п.); – главный критерий при отборе учителей – терпение и любовь к детям; – родители принимают активное участие в жизни школы; – оформление демократичное (с использованием детских рисунков и поделок; стенгазеты, сделанные самими детьми); – отношения между детьми в классе дружеские и не зависящие от учебных успехов; – маленький объем домашних заданий и нерегулярная их проверка.

«Развивающая школа» сознательно ориентирует свою деятельность на достижение развивающего эффекта, как правило, узко понимаемого как развитие интеллектуальных способностей детей. В ней: – широко используются нетрадиционные методы обучения; – поощряются дискуссии, ценится собственное мнение ребенка; – обучение строится как поисково-исследовательская деятельность самих детей; – меньше внимания уделяется проверке результата, менее строго оценивается сформированность отдельных конкретных навыков; – учителей подбирают по критерию умения общаться с детьми, использовать нетрадиционные, творческие подходы к процессу обучения. «Воспитывающая школа» фиксирует свои образовательные усилия на социальной адаптации учащихся. Такая школа обычно: – большое внимание уделяет дисциплинарным требованиям к детям; – организует мероприятия идеологического характера; – дети поощряются за строгое выполнение правил школьной жизни и подчинение учителям; – число негативных оценок на уроках значительно превосходит количество позитивных, оценки в большинстве носят личностно окрашенный характер; – в педагогическом коллективе ценятся строгость, последовательность и принципиальность; – и к учащимся, и к учителям предъявляются жесткие требования по поводу одежды, косметики, украшений и т.п.; – внеучебной жизни не придается серьезного значения; – родители приходят в школу только по требованию администрации; – оформление школьного здания обычно весьма убогое, но в помещении и на окружающей территории очень чисто.

2 группа:

«Ориентированная на престиж» обычно использует следующие средства: – проводит строгий отбор детей (по развитию, способностям, социальному положению родителей, другим критериям); – использует знаки отличия (своя форма, эмблема, гимн и т.п.); – предъявляет высокие требования к оформлению школы, мебели и технической оснащенности (особенно кабинета директора); – учителя строго требуют соответствия достижений и поведения учащихся «высокому званию ученика нашей школы»; – учителей отбирают с учетом их званий; – средства тратятся на то, чтобы школа выглядела преуспевающей; – на стендах представлена информация о победах учащихся на внешкольных олимпиадах и конкурсах; – школьные мероприятия проводятся по инициативе администрации и строго режиссируются, приоритет отдается тем акциям, которые способствуют созданию имиджа; – родителей приглашают на экскурсии по школе.

«Камера хранения» – это школа с формальными отношениями всех участников образовательного процесса. Такая школа не обременяет себя ответственностью за происходящие в ней процессы. Работая в русле традиционной школы, она является местом, где ребенок проводит положенное ему время и благополучно отправляется домой. Ни администрация, ни педагогический коллектив не заинтересованы в организации полноценного учебного процесса. Поэтому проблем отбора детей или учителей или повышения качества образования в такой школе просто не существует. Типичное замечание учителя: «Дети, вы мешаете мне вести урок». В такой школе: – оценки в основном негативные и личностно окрашенные; – внеурочных мероприятий не проводится; – ученики на уроках занимаются своими делами; – учитель «не замечает», когда дети списывают или отвечают, читая по учебнику; – родители не принимают никакого участия в жизни школы; – нет никакого оформления школы, школа часто грязная; – материально-техническое оснащение убогое.

Задание 4. На сегодняшний момент важной характеристикой образовательной среды школы как пространства социального развития личности ребенка является различная деятельность. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запрограммированного образа личности, ее нужно организовать и направить. Перед современной школой стоит задача – создание такой образовательной среды, т. е. условий, при которых обеспечивается равновесие между потребностями и возможностями среды.

Охарактеризуйте содержание, методы и формы различных направлений деятельности в образовательной среде школы. Укажите свой вариант различных направлений деятельности в образовательной среде.


Направление внеурочной деятельности Вид внеучебной деятельности Образовательные формы Уровень результатов внеучебной деятельности Преимущественные формы достижения результата
Спортивно-оздоровительное Спортивно-оздоровительная деятельность Беседы о ЗОЖ, подвижные игры на свежем воздухе, настольные игры, просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Школьные спортивные турниры. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты. Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия Беседы о ЗОЖ, подвижные игры на свежем воздухе, настольные игры, просмотр и обсуждение фрагмента обучающего фильма. Школьные спортивные турниры. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
Художественно-эстетическое Художественное творчество   Кружки художественного творчества. Художественные выставки, конкурсы рисунков, виртуальные экскурсии, проекты на основе художественной деятельности   Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия Кружки художественного творчества. Художественные выставки, конкурсы рисунков, виртуальные экскурсии, проекты на основе художественной деятельности  
Духовно-нравственное Нравственная Культпоходы в музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, беседы, чтение книг. Школьные благотворительные концерты, выставки. Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия Культпоходы в музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, беседы, чтение книг
Научно-познавательное Познавательная Викторины, познавательные игры, познавательные беседы, общественный смотр знаний. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), просмотр фильмов, экскурсии, прогулки. Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия   Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.     Детские исследовательские проекты, просмотр фильмов, экскурсии, прогулки.  
Военно-патриотическое Туристско-краеведческая деятельность   Образовательная экскурсия Туристический поход, выставки. Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного социального действия   Образовательная экскурсия Туристический поход, выставки.

 

Задание 5. Образовательная среда, формируемая администрацией учреждения, педагогами, методическими объединениями, формирует психолого- педагогический статус ученика, который характеризует благополучие или неблагополучие ребенка в школе.

а. Определите сущность психолого – педагогического статуса учащегося.

Психолого-педагогический статус школьника представля­ет собой совокупность психологических характеристик важ­нейших видов деятельности, поведения и внутреннего психо­логического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. В психолого-педагогический статус школьника в целом включе­ны характеристики двух разных типов.

Критериальные характеристики статуса позволяют рассмотреть состояние важнейших психических сфер ребенка в соотношении с различ­ными нормативными показателями и требованиями. Это могут быть нормы возрастного развития, требования конкретной соци­ально-педагогической среды (требования к познавательной дея­тельности, поведению), даже определенные морально-правовые нормы (в отношении некоторых аспектов поведения, например).

Именно с такими характеристиками чаще всего и работают сегодня специалисты по детской психологии, в таких показате­лях больше всего заинтересованы и педагоги.

Констатирующие характеристики статуса – индивидуальные психологические осо­бенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности, общении, поведении, представлениях и отношениях с окружающими. Причем не все особенности, а именно те, без знания и учета которых невозможно со­здать полноценные условия для обучения и развития ребенка в школе. Анализ развития школьника с точки зрения таких особенностей является принципиально важной частью работы психолога в рамках парадигмы сопровождения.

Психолого-педагогический статус школьника состоит из блоков (см. рис.).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...