Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проанализируйте полученные результаты.Результат от 80 до 121 баллов - средняя оценка, дающая основание рассматривать учителя как претендента на II категорию.
Семинарское занятие №8. Тема: Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Задание 1. Прочитайте определения понятия «образовательная среда». Выделите существенные признаки данного понятия. Образовательная среда – сфера социальной жизни, включающая в себя признание активной роли среды в процессе формирования личности ребенка. Образовательная среда – система влияний и условий формирования и возможностей для развития личности социального и пространственно - предметного окружения. Образовательная среда - это совокупность общественных, материальных и духовных воздействий, которые благоприятно или неблагоприятно влияют на развитие личности. Задание 2. Прочитайте статью: Улановская, И. М. Что такое образовательная среда школы? / И. М. Улановская // «Начальная школа: до, плюс и после. – 2002. - № 1.- С.3-6. Проанализируйте различные подходы к сущности образовательной среды разных ученых и составьте систематизирующую таблицу.
Задание 3. Изучите статью: Улановская, И. М. Какие бывают образовательные среды? / И. М. Улановская // «Начальная школа: до, плюс и после. – 2002. - № 1.- С.7-9. Заполните схему до конца. 1 группа: Обучающая школа может быть представлена как самой традиционной школой, строго нацеленной на формирование ЗУНов, так и весьма «продвинутой» школой с приглашенными из университетов профессорами, массой факультативов, защитой проектов и т.п. Однако и цели, и ценности, и средства их достижения в обеих школах схожи: – «во главу угла» поставлены конкретные знания (либо на самом среднем уровне – стандарты, либо на весьма углубленном и продвинутом уровне); – педагог выступает в функции транслятора знания, а ученики – в роли пассивных его «впитывателей»; – наиболее распространен урок-лекция; – требования предъявляются к результату (ответу в задаче, безошибочности написания, объему выученного наизусть…), а не к способу его получения; – жестко организован контроль знаний, оценка дается только учителем, чаще негативная, чем позитивная; – отношения между учениками в классе соревновательные; – отношения между учащимися и педагогами формальные; – поощряются ученики прилежные и исполнительные; – критерием оценки учителя являются его знание и опыт; – строго контролируется посещаемость; – оформление школы обычно строгое (офисный стиль); – родители допускаются в школу только по вызову директора или классного руководителя. «Гуманистическая школа» ставит своей главной целью создание такого психологического климата, в котором каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно. Средствами при этом являются: – неформальное общение педагогов с детьми (причем не только во внеурочное время, но и на самих уроках); – преобладание позитивных оценок, иногда полный отказ от отметок; – большое внимание к внеурочной жизни школы (театр, кружки, секции, походы и т.п.); – главный критерий при отборе учителей – терпение и любовь к детям; – родители принимают активное участие в жизни школы; – оформление демократичное (с использованием детских рисунков и поделок; стенгазеты, сделанные самими детьми); – отношения между детьми в классе дружеские и не зависящие от учебных успехов; – маленький объем домашних заданий и нерегулярная их проверка. «Развивающая школа» сознательно ориентирует свою деятельность на достижение развивающего эффекта, как правило, узко понимаемого как развитие интеллектуальных способностей детей. В ней: – широко используются нетрадиционные методы обучения; – поощряются дискуссии, ценится собственное мнение ребенка; – обучение строится как поисково-исследовательская деятельность самих детей; – меньше внимания уделяется проверке результата, менее строго оценивается сформированность отдельных конкретных навыков; – учителей подбирают по критерию умения общаться с детьми, использовать нетрадиционные, творческие подходы к процессу обучения. «Воспитывающая школа» фиксирует свои образовательные усилия на социальной адаптации учащихся. Такая школа обычно: – большое внимание уделяет дисциплинарным требованиям к детям; – организует мероприятия идеологического характера; – дети поощряются за строгое выполнение правил школьной жизни и подчинение учителям; – число негативных оценок на уроках значительно превосходит количество позитивных, оценки в большинстве носят личностно окрашенный характер; – в педагогическом коллективе ценятся строгость, последовательность и принципиальность; – и к учащимся, и к учителям предъявляются жесткие требования по поводу одежды, косметики, украшений и т.п.; – внеучебной жизни не придается серьезного значения; – родители приходят в школу только по требованию администрации; – оформление школьного здания обычно весьма убогое, но в помещении и на окружающей территории очень чисто. 2 группа: «Ориентированная на престиж» обычно использует следующие средства: – проводит строгий отбор детей (по развитию, способностям, социальному положению родителей, другим критериям); – использует знаки отличия (своя форма, эмблема, гимн и т.п.); – предъявляет высокие требования к оформлению школы, мебели и технической оснащенности (особенно кабинета директора); – учителя строго требуют соответствия достижений и поведения учащихся «высокому званию ученика нашей школы»; – учителей отбирают с учетом их званий; – средства тратятся на то, чтобы школа выглядела преуспевающей; – на стендах представлена информация о победах учащихся на внешкольных олимпиадах и конкурсах; – школьные мероприятия проводятся по инициативе администрации и строго режиссируются, приоритет отдается тем акциям, которые способствуют созданию имиджа; – родителей приглашают на экскурсии по школе. «Камера хранения» – это школа с формальными отношениями всех участников образовательного процесса. Такая школа не обременяет себя ответственностью за происходящие в ней процессы. Работая в русле традиционной школы, она является местом, где ребенок проводит положенное ему время и благополучно отправляется домой. Ни администрация, ни педагогический коллектив не заинтересованы в организации полноценного учебного процесса. Поэтому проблем отбора детей или учителей или повышения качества образования в такой школе просто не существует. Типичное замечание учителя: «Дети, вы мешаете мне вести урок». В такой школе: – оценки в основном негативные и личностно окрашенные; – внеурочных мероприятий не проводится; – ученики на уроках занимаются своими делами; – учитель «не замечает», когда дети списывают или отвечают, читая по учебнику; – родители не принимают никакого участия в жизни школы; – нет никакого оформления школы, школа часто грязная; – материально-техническое оснащение убогое. Задание 4. На сегодняшний момент важной характеристикой образовательной среды школы как пространства социального развития личности ребенка является различная деятельность. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запрограммированного образа личности, ее нужно организовать и направить. Перед современной школой стоит задача – создание такой образовательной среды, т. е. условий, при которых обеспечивается равновесие между потребностями и возможностями среды. Охарактеризуйте содержание, методы и формы различных направлений деятельности в образовательной среде школы. Укажите свой вариант различных направлений деятельности в образовательной среде.
Задание 5. Образовательная среда, формируемая администрацией учреждения, педагогами, методическими объединениями, формирует психолого- педагогический статус ученика, который характеризует благополучие или неблагополучие ребенка в школе. а. Определите сущность психолого – педагогического статуса учащегося. Психолого-педагогический статус школьника представляет собой совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде. В психолого-педагогический статус школьника в целом включены характеристики двух разных типов. Критериальные характеристики статуса позволяют рассмотреть состояние важнейших психических сфер ребенка в соотношении с различными нормативными показателями и требованиями. Это могут быть нормы возрастного развития, требования конкретной социально-педагогической среды (требования к познавательной деятельности, поведению), даже определенные морально-правовые нормы (в отношении некоторых аспектов поведения, например). Именно с такими характеристиками чаще всего и работают сегодня специалисты по детской психологии, в таких показателях больше всего заинтересованы и педагоги. Констатирующие характеристики статуса – индивидуальные психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности, общении, поведении, представлениях и отношениях с окружающими. Причем не все особенности, а именно те, без знания и учета которых невозможно создать полноценные условия для обучения и развития ребенка в школе. Анализ развития школьника с точки зрения таких особенностей является принципиально важной частью работы психолога в рамках парадигмы сопровождения. Психолого-педагогический статус школьника состоит из блоков (см. рис.). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |