Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Технологии оценки достижений учащихся

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Выпишите определения следующих понятий. Используйте при работе различные словари.

Качество

Качество образования

Рейтинг

 

В самом общем понимании, качество – это совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Рейтинг (англ. rating) - оценка значимости, масштабности, важности объекта, проблемы, характеризуемая числовым показателем или номером места, занимаемого ими в ряду сходных объектов.

Задание 2. Прочитайте три определения мониторинга и выделите существенные признаки данного понятия.

непрерывное, научно обоснованное, диагностико-прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса для оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (Белкин А.С. Осно­вы педагогических технологий. Екатерин­бург, 1995);

• выявление и оценивание педагогических действий с обеспечением обратной связи (Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Российское педагогическое общество, 1998);

систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В.Осипова. М.: ИНФА-М-Норма, 1998).

Педагогический мониторинг– это система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее состояния, современную корректировку и прогнозирование развития.

Мониторинговые исследования в школе включает исследование следующих задач:

– отбор направлений, объектов мониторинга;

– создание диагностической базы по каждому направлению;

– обобщенный анализ результатов и принятие управленческого решения.

Направления и объекты мониторинга:

1. Учебные достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень обучаемости).

2. Психологическое развитие. Здоровье.

3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.

4. Физическое развитие. Здоровье.

5. Мониторинг мотивации обучения.

Механизм реализации мониторинга:

1. Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.

2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.

3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.

Задание 3. Ниже даны различные определения тестов. Выделите наиболее существенные признаки теста в психолого-педагогическом понимании:

Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оцен­ке, статистической обработке и сравнительному ана­лизу.

Тест — стандартизированные задания, по резуль­татам выполнения которых судят о психофизиоло­гических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тест — это система заданий, позволяющих изме­рить уровень развития определенного психологичес­кого качества (свойства) личности.

Тест — это специфический инструмент, состоя­щий из совокупности заданий или вопросов и проводи­мый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо вида­ми деятельности и т.п.

Тест — стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установ­ления количественных и качественных индивидуаль­но-психологических особенностей.

Задание 4. Вычлените преимущества, которые имеют новые системы оценки качества образования по сравнению с традиционными.

Рейтинг -оценка значимости, масштабности, важности объекта, проблемы, характеризуемая числовым показателем или номером места, занимаемого ими в ряду сходных объектов.

Портфолио - Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен». Портфолио – это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения. Портфолио относится к разряду истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Оценка методом портфолио является педагогической стратегией сбора и систематической организации подобного рода данных.

Тестирование - Слово тест произошло от английского слова "test" - проба, испытание, исследование. В узком значении тест достижения - это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Тест - в более широком смысле - это стандартизированная процедура, совокупность методик для получения определенных характеристик (количественных) о достигнутом уровне знаний, умений и навыков испытуемого. Тесты могут включать задания любого типа: закрытые (например, с выбором ответа), открытые (со свободно конструируемыми ответами), практические задания или другие.

К особенностям теста, отличающим его от контрольных работ, можно отнести следующие: тесты разрабатываются в строгом соответствии с теорией тестов (классической или современной); они имеют устойчивые статистические характеристики для выборки учащихся, для оценки достижений которых они разрабатывались; процедура тестирования стандартизирована (т.е. выполнение тестов, проверка, обработка и интерпретация их результатов проводится по единым правилам); тесты ориентированы не на констатацию наличия у учащихся отдельных усвоенных знаний или умений (хотя данная информация может быть получена по результатам выполнения тестов), а на определение уровня усвоения определенной совокупности учебного материала. Данные тесты получили название стандартизированные. Тесты, разработанные учителями или специалистами-предметниками, но не отвечающие всем требованиям, предъявляемым к стандартизированным тестам, будем называть авторскими.

Тесты разрабатываются в соответствии с национальными стандартами. Результаты тестирования соотносятся с уровнями достижений, определенными в национальных стандартах. Их смысл заключается в том, что они характеризуют тот уровень подготовки (знаний и умений), который в определенном возрасте достигает большинство учащихся страны.

Задание 5. Познакомьтесь с описанием ситуации. Выполните задание после текста.

4 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков. Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, по роду своей деятельности это им не всегда удается.

Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых поручений проявляется лишь у части учащихся. Взаимопомощь проявляется слабо. Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное.

Общий уровень знаний и учебных навыков средний. При этом у части детей преобладает непроизвольная эмоциональная память. Они достаточно легко запоминают эмоционально насыщенный материал, представляющий для них интерес, в то время как относительно сложный, но обязательный для изучения учебный материал воспринимают
с трудом, заучивают механически путем многократных повторений, не уясняя его смысла. У части детей произвольное внимание в целом сформировано, но недостаточно развито свойство переключаемости внимания. Отличников в классе 3, неуспевающих - 1. В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной. Обучение математике идет по учебнику Э. И. Александровой. Школа оснащена всем необходимым.

Задание: разработайте и представьте на практическом занятии проект системы рефлексивного безотметочного оценивания учебных достижений ребенка, формы и приемы которого позволяют вызвать у детей позитивную учебную мотивацию.

 

Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, чувство неприязни к педагогу.

Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни.

Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья

Отметка – это зафиксированный результат процесса оценивания.

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого - чего – нибудь. Это есть сравнение результата с эталоном.

Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников,которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Проблему безотметочного обучения необходимо рассматривать исключительно в контексте другой более серьёзной, более масштабной проблемы – формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться). В связи с этим безотметочное обучение становится лишь базовым педагогическим условием для решения этой проблемы.

Безотметочное оценивание опирается на следующие принципы, разработанные Г.А. Цукерман:

- самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания) ,особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

- - оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать». Ребёнок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

- содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.На первых этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не просто достижение результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

- учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий. При обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки (графики скорости чтения, количество ошибок в диктанте в оценочных листах учащихся, тетради «Мои достижения»)

- учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. Для этого можно вводить специально организованное место в пространстве класса: «Место сомнений», в противовес этому месту может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся система заданий, специально направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.

- для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок. Данный принцип оценивания связан прежде всего с освоением западной технологии «учебное портфолио». При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определённых информативных технологий.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как

формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Самооценивание – как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.

Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе, с разъяснения смысла однокоренных слов – «цена» и «оценка». Организовывая наблюдения за природой и за предметами, сделанными руками человека, за действиями и поступками людей, можно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет «цену». Поскольку первоклассник в силу возрастных особенностей не готов серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами, начинается работа с описания зримого и чувственного образа.Обучаясь в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...