Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Укажите типы неправильного семейного воспитания. Охарактеризуйте их.

Семьи, где родители по разным причинам не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.

Остальные типы являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Дисгармоничная семья является фактором риска для неблагополучного развития личности ребенка. Выделяют варианты психологического неблагополучия:

семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (например, алкоголизмом);

собственно дисгармоничные семьи, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи.

Различают типы дисгармоничных семей: собственно дисгармоничная; деструктогенная; распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду; ригидная псевдосолидарная семья; семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания; трудные семьи, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, не подвластна ему и чревата неприятными неожиданностями, когда ребенок никогда не может быть уверен, что сможет получить поддержку родителей, когда ему это потребуется, и др. У детей, растущих в таких семьях, как правило, низкая самооценка, которая нередко маскируется перфекционизмом, т.е. навязчивым стремлением к совершенству во всех делах, контролированием других, проявлением презрения к людям, появлением чувства вины, стыда; сама способность выражать собственные чувства и понимать чувства других людей у них снижена.

2. Прочитайте текст. Выполните задание после текста.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей – поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни ( «Что вам давали на завтрак?», « В классе из окон не дует?») или вообще, мало что волнует - школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно формальный вопрос «Что было сегодня в школе»- рано или поздно приведет к соответствующему ответу «Ничего особенного».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности. Дет с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на много6 нив настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Задание:

а. Укажите причины, по которым у детей формируется низкая мотивация к учебной деятельности, стойкое состояние неуспеха?

У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого боятся учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

На протяжении школьного обучения смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь более достоверное представление о самом себе. Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны соответствовать действительным знаниям детей. В оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении, хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности;

- чувство компетентности. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается. Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания. Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителю надо не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Он оценивает только конкретную работу, но не личность, не сравнивает детей между собой, не призывает всех подражать отличникам, ориентирует учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней;

- влияние семейного воспитания. Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа, послушание и т.д. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения;

- появление и влияние рефлексии. Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств. Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

 

б. Предложите вариант программы работы педагога с семьей ребенка с низким уровнем притязаний и мотивации.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства ". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

 

3. Проанализируйте статью: Рассел, Б. «О воспитании, особенно в раннем возрасте, 1926 г.» / Б. Рассел // Первое сентября.- 2008. - № 13- 14. – С. 23).

а. Объясните выражение автора «духовное рабство»

Взрослый, находящийся в постоянном контакте с ребенком, может занять настолько большое место в его жизни, что ребенок станет, даже до седых волос, духовным рабом. Рабство это может быть или умственным, или эмоциональным, или одновременно и тем и другим.

 

б. Какое содержание автор вкладывает в понятие «любовь между родителями и детьми»? Согласны ли Вы с точкой зрения автора?

Правильный, желательный вид детской любви может быть только продуктом, естественно вырастающим на почве общения с растущим человеком, а не чем-то вытребованным, вымогаемым у него… Любовь не может существовать как обязанность. Совсем, совсем бесполезно, если не вредно, сказать ребенку, что он должен любить своих родителей, братьев и сестер…

Но не только нельзя приказать любить своих родителей, — ничего не должно делать такого, что имело бы этот результат (ответную любовь) в качестве самоцели. Любовь родительская — высшего, наилучшего порядка — именно этим отличается от любви половой. Сущность половой любви — жажда ответного отклика. Родительской любви не свойственно искать взаимности. Нормальный родитель ощущает своего ребенка как внешнюю часть своего существа. Если у вас заболит большой палец, вы лечите его, не ожидая от него благодарности. Вы заботитесь о нём из глубоко эгоистических побуждений. Я думаю, что первобытная женщина должна была испытывать нечто подобное к своему дитяти.

Мать желает ребенку благополучия в точности так же, как она желает своего собственного, особенно когда он еще очень мал. Здесь нет самоотречения. Нет и ожидания награды в виде благодарности, любви и т. п.

Сыновья любовь и почтение к родителям, вмененные людям в обязанность пятой заповедью Ветхого Завета, суть исторические, искусственные, культурные образования. Они были вызваны к жизни необходимостью кормить и защищать старых и больных родителей сыном — сильным воином (вспомните историю Энея и Анхиза1). С развитием собственности у имущих классов эта обязанность вышла из моды и осталась только у людей, живущих скудно и трудно. Но и здесь происходят серьезные изменения по мере роста пенсионного обеспечения.

В любви детей к родителям есть даже свои опасности, связанные с привязанностью к одному из родителей. Частенько эти чувства настолько сильны, что юноша или даже взрослый ребенок не в состоянии самостоятельно принять решения. Излишнее влияние того или иного родителя имеет место там, где матери (это обычно матери) приходится проводить с ребенком гораздо больше времени, чем отцу, или наоборот. Конечно, бывает, что дочь, недолюбливающая свою мать и редко видящая отца, идеализирует его; но в этом случае влияние оказывает воображаемый, а не действительный отец.

Взрослый, находящийся в постоянном контакте с ребенком, может занять настолько большое место в его жизни, что ребенок станет, даже до седых волос, духовным рабом. Рабство это может быть или умственным, или эмоциональным, или одновременно и тем и другим.

В известной мере умственная неволя детей — всеобщее явление: очень немногие взрослые способны к мнениям и взглядам, радикально отличающимся от тех, что исповедовали их родители (за исключением случаев, когда происходит некий сдвиг в воззрениях всего общества, увлекающий их за собой). Этой формы чрезмерного влияния следует всячески избегать. Оно чрезвычайно опасно и для самого человека, и для всего нашего быстро меняющегося мира. Однако, я подробнее остановлюсь на зависимости эмоциональной и волевой: её легче избежать в настоящих исторических условиях, чем умственной подчиненности…

Многие родители втайне боятся растущей независимости и самостоятельности ребенка. Ведь они лишаются при этом приятной беззащитности дитяти, его нужды в их всемогуществе, помощи, обороне и пище. Отсюда — стремление продлить период беспомощности ребенка, отдалить время, когда он сможет обходиться без родительского "руководительства"… Эта ситуация отражена, в частности, в фольклорных анекдотах и поговорках о "тещах". Девочка, воспитанная в духе зависимости от своей матери, не может по этой причине войти со временем в то безраздельное духовное партнерство с мужем, которое составляет сущность счастливого брака.

Да! Очень тонка грань между пользой и вредом. Нелепо утверждать, как это делают некоторые фрейдисты, что родителям совсем не следует целовать и ласкать детей. Дети не только имеют право на тепло и ласку, и любовь родителей, но все это необходимо для их здорового психического развития, для становления бодрого мировоззрения. Опасно другое — ожидание ответной реакции детей на поцелуи и ласки! Созидательную, а не разрушительную родительскую любовь дети должны воспринимать, как дыхание, как нечто само собой разумеющееся и не требующее отклика. Ответное чувство со стороны ребенка будет здоровым только если родительская ласка остаётся фоном ребячьей жизни, а не актами взаимного удовлетворения. Наслаждение родителей заключено в рамках роста, успехов, прогресса ребенка.

Всё, что родителя получают в ответ на их заботы и любовь, должно восприниматься ими с благодарностью — как сюрприз, как премия, как чистая неожиданность, как теплый "летний" день ранней весной, а не как закон, не как неотъемлемая часть природы вещей.

… Если родительская любовь здорова и проста, то и взаимность детей всегда будет желательной по своему содержанию и проявлению. Дети обрадуются возвращению родителей и огорчатся их уходу из дома, если только они не поглощены каким-нибудь важным занятием. Они прибегнут к помощи родителей в любой своей беде и тревоге — физической или духовной. Они будут уверенными в жизни, ибо станут полагаться на родительскую защиту, — но едва ли осознанно (разве что только в минуты крайней опасности, ставящей его на грань гибели, ребенок осознает свою "родственность" с родителями, а не зависимость от них). Они будут в свою очередь любить своих детей.

Здорова только та любовь детей, которая возникает в ответ не на ласки, а на игры родителей с ними, на обучение делать новые вещи, на рассказы о мире...

в. Какую роль играет дисциплина в отношениях между родителями и детьми?

Всё рушится, если взрослый позволяет себе проявлять свою заведомо неравную любовь к детям в распределении удовольствий между ними. … Если взрослые устанавливают честную очередь детей на удовольствия, обновки, подарки и т. п., малыши довольно охотно соглашаются со справедливым ожиданием. Им нередко хочется получить удовольствие для себя за счет других, но этот импульс быстро, как правило, преодолевается благодаря правдивости и искренности взрослых. А вот их попытка насильственно дисциплинировать малышей только усугубляет трудности при выращивании справедливости в чувствах, поступках и мыслях ребят.

г. Выразите собственную позицию по вопросу «необходимости права ребенка на независимую внутреннюю жизнь»?

Многие родители втайне боятся растущей независимости и самостоятельности ребенка. Ведь они лишаются при этом приятной беззащитности дитяти, его нужды в их всемогуществе, помощи, обороне и пище. Отсюда — стремление продлить период беспомощности ребенка, отдалить время, когда он сможет обходиться без родительского "руководительства"… Эта ситуация отражена, в частности, в фольклорных анекдотах и поговорках о "тещах". Девочка, воспитанная в духе зависимости от своей матери, не может по этой причине войти со временем в то безраздельное духовное партнерство с мужем, которое составляет сущность счастливого брака.

4. Разработайте учебно – тематический план работы для родительского клуба «Учитель – ученик - родитель», куда входят родители учащихся 2 класса, учитель, школьный психолог. При работе опирайтесь на статью: Волченко, Т. В. Родительский клуб как средство психологической и педагогической поддержки / Т.В. Волченко // Начальная школа. - 2007. - № 2.- С. 32 – 33.

Объект проекта:

сотрудничество семьи и школы через организацию родительского клуба “Моя семья”

Предмет проекта:

характер отношений между детьми и родителями

Стратегическая цель:

создание среды, где отсутствуют межличностные конфликты среди взрослых и детей

Тактические цели:

-опробирование разных форм общения: диспуты, дискуссии, ролевые игры;

-создание родительского клуба;

-разработка положения о родительском клубе;

-разработка программы родительского клуба;

-оформление и разрешение конструктивных конфликтов.

Сроки реализации проекта:

Сентябрь-май 2014/2015г.г.

Место реализации проекта:

Территория школы №9

Критерии эффективности проекта:

-стремление семей взаимодействовать со школой (досуговую среду берут на себя родители);

-благополучный психологический климат в классе (спокойный, уравновешенный тон общения детей);

-такие формы общения как диспут, дебаты, диалоги входят в норму общения детей и в учебный процесс (в классе у ребенка появляется выбор форм представления своего результата).

Ожидаемые результаты:

Со стороны детей:

1) разработка норм жизни школьного коллектива в детских договорах- соглашениях (н-р: приветствие и прощание друг с другом);

2) умение проявлять и высказывать положительные эмоции и скрывать негативные эмоции (дети сочувствуют друг другу, радуются успехам товарищей).

Со стороны родителей:

1) выработка положения о клубе;

2) выработка программы деятельности клуба;

3) разработка норм общения родителей и классного руководителя, школьной администрации в договорах - соглашениях о сотрудничестве родителей и школы;

4) согласование норм общения в школе и семье (родитель эмоционально сдержан относительно другого человека)

Этапы реализации:

Название мероприятия Форма Обеспечение
Организационный этап. диагностика детского коллектива на начало учебного года; актуализация идеи клуба в родительской среде; принятие родителями активной позиции в организации работы клуба. Родительские собрания, круглый стол -Методическая литература; -обработка результатов анкетирования, тестирования при помощи компьютера.
Аналитический этап. соглашение о совете клуба; выбор руководства клуба; выработка положения о родительском клубе; изучение запросов и пожеланий членов клуба; разработка примерного плана работы клуба., программы деятельности клуба. Круглый стол с родителями, детьми Психолог. и педагогич. литература

Риски проекта:

-неактивная позиция детей;

-перекладывание всей ответственности учителя за организацию учебного процесса на родительский клуб.

Проект реализовывался в следующих направлениях:

Выстраивание взаимодействий семьями класса Организация исследования родителей, детей класса. Мониторинг результатов тестирования анкетирования на начало года и конец года. Отбор подходящих семей для помощи в создании родительского клуба. Организация и проведение собраний клуба. Выработка положения клуба.

Положение о родительском клубе “Моя семья” при школе №1 г. Енисейска

1. Клуб “Моя семья” является родительским клубом, добровольно объединяющим семьи 1 класса.

2. В своей деятельности клуб опирается на разные формы работы: беседы, лекции, встречи с интересными людьми.

3. Организационная структура:

а) членом клуба может быть любой член семей класса;

б) вся деятельность клуба проводится на добровольных началах;

в) руководство клубом и контроль за его деятельностью осуществляется президентом клуба и его заместителем;

г) клуб имеет свой девиз “Отдыхая - познавай!”

4. Совет клуба. Клуб проводит раз в год общее собрание его постоянных членов, на котором обсуждаются итоги работы за год, избирается совет клуба (5-6 человек), поощряются наиболее активные его участники.

Совет осуществляет практическое руководство деятельностью клуба, изучает запросы и пожелания членов клуба, вносит предложения по улучшению деятельности клуба.

Программа деятельности клуба “ Моя семья”

1. Совместные акции и дела

1.2 Первое собрание клуба. Тема “ Увлечения, хобби, интересы семей класса”:

- выставка увлечений и достижений детей (поделки, коллекции. фото);

- изготовление семейных фотоколлажей и рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе;

- выставка семейных стендов, сопровождаемая рассказом родителей (увлечение фотографией, вышивкой, шитьем, рисунками и пр.);

- создание коллективного коллажа пожеланий от каждой семьи другим семьям;

- чаепитие.

1.2. Второе собрание клуба Тема “Генеалогическое древо нашего класса”

- выступление председателя клуба по итогам работы за год;

- поздравления семьям , в которых появился новорожденный;

- вручение благодарностей самым активным членам клуба;

- создание генеалогического древа класса ( семья –веточка дерева, семья представлена маленьким отдельным фото каждого члена семьи, сопровождаемым пояснением);

- чаепитие.

2. Психолого-педагогическая подготовка родителей

2.1.консультации родителей у школьного психолога.

2.2.выступление психолога на родительских собраниях на темы “Воспитание в семье и школе”, “ Психологический комфорт в семье и школе”

3. Мониторинг динамики отношений детей и родителей

- диагностика детского коллектива на начало учебного года;

- диагностика способностей и возможностей родителей для оказания помощи организационного, обучающего и воспитательного характера;

- индивидуальные собеседования, беседы с родителями в классе;

- анализ проекта и его результатов, выделение позитивного опыта:

- диагностика детского коллектива на конец учебного года.

5. Познакомьтесь с описанием ситуации. Выполните задание после текста

Лиля С. (7 лет), ученица 1-го класса, отличается от других детей несвойственным в этом возрасте спокойным поведением, замкнута и застенчива. Говорит очень тихо и медленно. Малообщительна, на переменах предпочитает оставаться в классе, не выходит в коридор поиграть с другими детьми. Держится неуверенно, никогда не проявляет инициативы. Девочка была неплохо подготовлена к школе, но имеет весьма скромные успехи в обучении.

Все перечисленное учитель стал отмечать уже в середине октября (дети проучились вместе полтора месяца). Наблюдаемые факты свидетельствовали о том, что у девочки серьезные проблемы с адаптацией к школе. Следствием этого стал внутренний конфликт, вызванный сложностями в адаптации: девочка чувствует себя в классе дискомфортно; тяготится тем, что с ней никто не дружит; в школе ей часто бывает грустно.

Чем больше педагог узнавал о Лиле, тем больше он убеждался в том, что ее проблемы «домашнего происхождения». Суть их в следующем. Психологи выделяют две ориентации в воспитании: ориентацию на ошибку и ориентацию на успех. Воспитывая девочку, родители в первую очередь обращали внимание на неудачи, недостатки девочки, руководствуясь, разумеется, самыми благими намерениями ─ воспитать дочь старательной, умелой, дисциплинированной. Намеренно или неосознанно, они (через свои комментарии, оценки, высказывания в адрес ребенка) фиксировали в сознании дочери мысль, что ошибка ─ это прискорбный и заслуживающий наказания, критики поступок. Такой подход к воспитанию девочки развивал в ней преобладающую ориентацию на ошибки, постоянную боязнь сделать что-то "не так". Неоправданная и чрезмерная критика со стороны взрослых отравляла для девочки желание что-то сделать. Она стала избегать любой деятельности. Если же от деятельности нельзя было "уйти", то тревога и боязнь ошибиться вызывали преувеличенный контроль, который ограничивал инициативу, сообразительность, фантазию. Все это резко снижало уровень продуктивности, и действительно появлялись ошибки, что только усиливало ориентацию на неуспех.

Подобное "строгое" воспитание привело к тому, что у Лили возникло стойкое убеждение, что она все делает плохо. И как следствие ─ сниженная самооценка, неверие в свои силы. Начало обучения лишь обострило тревоги девочки, доведя их до состояния внутреннего конфликта.

Задание: продумайте и составьте план работы с родителями девочки, отразив в нем не только содержание и формы взаимодействия с семьей, но и рекомендации для родителей о правильном, адекватном, конструктивном поведении в отношении Лили.

По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребенка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:

- находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребенку все свое внимание, не деля его ни с чем;

- показать ребенку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребенка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;

- как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребенка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребенка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребенку чувство контроля над ситуацией;

- показывать детям свою бескорыстную любовь;

- установить последовательные, твердые ограничения. Это позволит ребенку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за неважное поведение;

- хвалить ребенка за конкретные поступки. Если ребенок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;

- использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;

- помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;

- уважать усилия детей;

- показывать ребенку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребенку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;

- объяснить ребенку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;

- стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;

- помочь ребенку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;

- относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребенка, к его степени развития на разных стадиях;

- признавать сильные стороны своего ребенка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребенку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;

- избегать сравнения своего ребенка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;

- рассказывать ребенку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об это родственников;

- обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные традиции;

- приоткрывать ребенку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;

- бережно относиться к внутреннему миру ребенка, уважать его интересы, серьезно воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не казались;

- ребенок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;

- родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребенком могут восприниматься серьезно. И если он просит перестать, следует прислушаться к нему;

- стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребенка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;

- знакомить ребенка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый человек – уникален, и он тоже;

- с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между людьми.

 

6. Приведите примеры из педагогической практики (личного опыта) по организации деятельности детей в кружках и клубах по интересам различной направленности.

Занятия в кружках и клубах по интересам, так же как и факультативные занятия, предполагают определенную программу деятельности. Однако эта программа менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципе добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, романтики и игры, учета возрастных, и-индивидуальным особенностей.

Наряду с постоянно действующими формами организации учебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п.

Так, в Алексине существует Центр творчества детей и юношества, в котором дети занимаются в кружках по интересам: вышиванием, бисероплетением, выжиганием, изготовлением мягкой игрушки, театральным творчеством.

7. Продумайте цели, содержание и формы работы кружков по интересам различной направленности (спортивный, трудовой и т.д. по выбору студента).

Объединение декоративно-прикладного и изобразительного искусства. В объединении создаются условия для развития у детей, подростков и молодежи познавательной мотивации, общей культуры, адаптации в обществе.

- информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в городе и ее вовлечение в социальную практику;

- организация развивающего досуга детей, подростков и молодежи;

- воспитание (трудовое, эстетическое и т.д.) детей и подростков;

- развитие инновационной активности молодежи;

- развитие молодежного предпринимательства и деловой активности;

- создание объединений по интересам;

- развитие в среде детей и подростков декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- развитие элементов технического мышления, изобретательности, твор­ческой инициативы;

- укрепление духовной связи между людьми разных поколений через во­влечение молодежи в волонтерскую деятельность;

- создание и развитие условий для самореализации детей, подростков и молодежи;

- адаптация детей, подростков и молодежи в обществе;

- компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников.

Направления деятельности:

- изобразительное и декорати<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...