Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль статуса школьника для уточнения деятельности психолога

Рассмотрение психолого-педагогического статуса школьника в характеристиках основных его блоков позволяет уточнить параметры деятельности школьного психолога.

Первый блок социальные особенности среды обучения, воспитания и развития. В него входят объективные характеристики положения школьника в различ­ных системах значимых для него социальных отношений, та­ких, как:

• положение школьника в системе внутрисемейных от­ношений (тип семьи, ее количественный состав, воз­растные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.);

• положение школьника в системе социально-экономи­ческих отношений (материальная обеспеченность, со­циально-бытовые условия);

• положение школьника в системе внутригрупповых от­ношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей).

В целом содержание данного блока можно охарактеризо­вать как потенциальное влияние социальной среды на психо­логическое состояние и перспективы развития школьника. Необходимо отметить, что сбор и хранение такой информации о детях является важным делом, однако совершенно не обяза­тельно он должен осуществляться психологом. Предпочтитель­нее передать эти функции социальному работнику, социаль­ному педагогу или обученному освобожденному воспитателю.

Второй блок – особенности познавательной деятельности школьников. Он включает в себя пока­затели уровня развития важнейших когнитивных функций и особенностей познавательной деятельности школьников, пре­жде всего связанных с учебной деятельностью. Всего выде­ляются 4 группы таких показателей:

• соотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы;

• соотношение уровня развития когнитивных процессов и педагогических требований (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения и т.д.). Конкретно изучаются такие когнитивные показатели, как уровень произволь­ности когнитивных процессов, сформированность важ­нейших для данного возраста видов мышления и ум­ственных действий, уровень речевого развития, уро­вень развития психомоторики;

• индивидуальные особенности познавательной деятель­ности школьника, такие, как, например, особенности и преобладающий тип памяти, мышления и внимания и др.;

• умственная работоспособность и темп умственной де­ятельности.

Первые две характеристики носят критериальный харак­тер. Они ориентированы на сравнение реального уровня раз­вития и состояния когнитивной сферы школьника с некоторы­ми системами требований.

Третий и четвертый показатели данного блока характери­зуют познавательную деятельность школьника с точки зрения ее индивидуальных содержательных и психодинамических осо­бенностей.

Третий блок – особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми, прежде всего, под­разумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (наличие противоречивых мотивов) и особеннос­ти личностных свойств. В этот блок входят следующие показатели:

• наличие учебной мотивации и ее конкретное содержа­ние (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения);

• ведущий тип мотивационной регуляции учебной дея­тельности - достижение успеха, избегание неудачи;

• конфликтность мотивационной сферы (личностная тре­вожность);

• наличие выраженных личностных акцентуаций.

Таким образом, данный блок составляют, прежде всего, мотивационные особенности учебной деятельности школьников.

Четвертый блок – особенности системы от­ношений школьника к миру и самому себе. Блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником важнейших систем отношений: отношения со сверстниками; отношения в семье; отношения со значимыми взрослыми (педагогами); отношение к важнейшим видам деятельности (в школь­ной среде); отношение к себе.

Этот блок параметров является по сути дела субъективной стороной той системы социальных отношений, в которой фор­мируется и развивается школьник.

Пятый блок – особенности поведе­ния школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия. Здесь наиболее важны:

• характерологические особенности поведения и обще­ния, обусловленные психодинамическими свойствами нервной системы (такими, например, как сила, подвижность и уравновешенность и др.);

• поведенческие особенности, свидетельствующие о со­циально-психологической дезадаптации (неприспособ­ленности) школьника (например, уход от деятельнос­ти, нарушение общения со сверстниками и педагога­ми, замкнутость, эгоцентризм и т.д.).

Первая совокупность показателей ха­рактерологических особенностей поведения позволяет вы­делить и описать ряд особенностей поведения школьников, обусловленных психодинами­ческими свойствами их нервной системы. Вторая совокупность показателей носит критериальный характер. Они позволяют выделить группы детей, чье поведе­ние в том или ином значимом аспекте характеризуется дезадаптивными чертами.

Из анализа различной психолого-педагогической литературы можно выделить следующие группы характеристик, свидетельствующих о наличии признаков дезадаптации в поведении:

1. Нарушения общения со сверстниками и взрослыми: аг­рессивность, замкнутость и избегание контактов, недоверчи­вость и подозрительность, чрезмерная исполнительность и кон­формность, негативистическая демонстративность, конфликтность и обидчивость.

2. Низкая социальная нормативность поведения ребенка в школе, расторможенность влечений.

3. Двигательная расторможенность, неугомонность.

4. Депрессивность, астенизация, уход от деятельности.

5. Эмоциональная незрелость, психический инфантилизм.

6. Невротические проявления: плаксивость, нарушения речи, навязчивые идеи, движения или звуки, психосоматические проявле­ния и др.

Таким образом, основными параметрами психолого-педагогического статуса школьника являются характеристики, представленные в таблице 1, исследование которых школьным психологом является сутью его деятельности.

Таблица 1

Основные параметры психолого-педагогического статуса школьников

№ п\п Название блока Конкретные показатели данного блока
Социальные особенности среды обучения, воспитания и развития • положение школьника в системе социально-экономических отно­шений (материальная обеспеченность, социально-бытовые условия); • положение школьника в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.); • положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, пред­писанные роли, наличие близких друзей)
Особенности познаватель­ной деятельности • соотношение уровня умственного развития школьника и возрас­тной нормы; • соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноме­нов и педагогических требований (в данной школе, на данной сту­пени развития, в рамках данной программы обучения и т.д.). Кон­кретно подразумевается: уровень произвольности когнитивных про­цессов, сформированность важнейших видов мышления и умствен­ных действий, уровень речевого развития и развития тонкой моторики руки; • индивидуальные особенности познавательной деятельности школьника; • умственная работоспособность и темп умственной деятельности
Особенности мотивационно-личностной сферы • наличие учебной мотивации и ее конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения); • ведущий тип регуляции учебной деятельности –достижение успеха, избегание неудачи; • конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность); • наличие выраженных личностных акцентуаций
Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе • отношения со сверстниками; • отношения в семье; • отношения со значимыми взрослыми (педагогами); • отношение к важнейшим видам деятельности (в школьной среде); • отношение к себе
Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия • особенности поведения, обусловленные психодинамическими свой­ствами нервной системы: повышенная подвижность, высокая само­регуляция, медлительность, импульсивность, инертность и др.; • дезадаптивные поведенческие синдромы: уход от деятельности, нарушение общения со сверстниками и педагогами, низкая соци­альная нормативность поведения, двигательная расторможенность, депрессивность, эмоциональная незрелость, невротические прояв­ления

Все эти показатели должны войти в массовые диагностические обследования. В таком понимании психолого-педагогический статус школьника в его полном объеме – это некоторый ориентир для построения пе­дагогической и психологической работы: на что конкретно надо обратить внимание при организации психолого-педагогического воздействия. Что же касается непосредственных диагностичес­ких обследований, то в пределах статуса выделены ха­рактеристики, обязательные для выявления и анализа на эта­пе диагностического минимума, то есть определяемые для всех школьников определенной параллели. По этим характеристи­кам отслеживаются особенности развития, обучения, поведения и психи­ческого статуса детей и подростков на протяжении всего их школьного обучения. Они составляют основу психолого-педагогической карты школьника, которая представляет собой рабочий документ психолога, заполняемый на основе диагностического обследования школьников в критические периоды школьной жизни или личностного развития (как минимум 4 раза в течение 10-ти лет обучения).

В психолого-педагоги­ческую карту школьника включены следу­ющие характеристики его статуса:

1. Особенности познавательной сферы.

1.1. Соотношение уровня развития когнитивных про­цессов и феноменов педагогическим требованиям (на каждом этапе обучения в школе): произвольность психических процессов; развитие мышления; сформированность важнейших умственных действий; развитие речи; развитие психомоторики.

1.2. Умственная работоспособность и темп умствен­ной деятельности.

2. Особенности поведения и социализации школьников.

2.1. Во взаимодействии со сверстниками.

2.2. Во взаимодействии с педагогами.

2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и эти­ческих норм поведения.

2.4. Произвольная саморегуляция поведения.

2.5. Активность и автономность поведения.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).

4. Особенности системы отношений к миру и самому себе.

4.1. Отношения со сверстниками.

4.2. Отношения с педагогами.

4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).

4.4. Отношение к себе.

Таким образом, представленные характеристики психолого-педагогического статуса школьника в их полном объеме выполняют функцию каталога наиболее вероятных причин тех затруднений в обуче­нии, поведении и психическом развитии, самочувствии, которые выявлены у ребенка. В свою очередь, характеристики статуса, не вошедшие в карту школьника и, соответственно, не выявляемые на этапе диагностического мини­мума, не должны оказаться вне поля внимания школьного психолога. Психолог обращается к их изучению и анализу в различных ситуациях.

б. Охарактеризуйте направления гуманизации образовательной среды школы, ее цели и перспективные результаты.

Структурирующим компонентом современной модели образовательного учреждения является его «образовательная среда», процесс воспитания и образования в которойосуществляется посредством взаимодействия субъектов образовательного пространства с различными структурами и объектами, и реализуется с помощью использования различных педагогических технологий. Основными целями образовательной среды являются создание условий для овладения профессиональной деятельностью; воспитание социально-активных членов общества для творческого участия в производстве, ответственности за результаты своего труда, решения экологических проблем; обучение методам непрерывного самообучения для поддержания конкурентоспособности индивида на рынке труда и более полного раскрытия способностей личности.

Новая парадигма профессионального воспитания основана на утверждении в качестве основной его цели развитие активной жизненной и профессиональной позиции обучающегося, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии (Н.Ф.Гейнжан). Для духовного становления и развития личности в ходе профессионального образования необходима благоприятная по степени комфортности окружающая среда. Н.А. Коваль в своем исследовании использует понятие «гуманитарная среда» вуза. Гуманитарная среда обеспечивает профессиональную подготовку, формирование духовно-нравственной зрелости студентов, что в конечном итоге социально реализуется в таких качествах, как инициатива и ответственность, потребность в постоянном обогащении и обновлении своих знаний, способность принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь (Юдин Б.А.).

Таким образом, модернизация образовательной среды высшей школы должна предусматривать в качестве приоритетных направлений: возможность получения метаквалификации (т.е. системы знаний, облегчающей поиск и усвоение новых знаний); повышение значимости образования как для индивида, так и для общественных экспектаций; а также дальнейшую гуманизацию образования, основанную на знании о человеке как комплексном феномене - витальном, социально-культурном и психоментальном.

 

6. Рассмотрите схему, отражающую среду жизнедеятельности воспитанников детского сада и школы г. Ростова

 

а.Определите составляющие образовательной среды для воспитанников детского сада и школы г. Ростова?

Пространственно- семантический компонент включает:- архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;- символическое пространство образовательного учреждения (символика, атрибуты, традиции и др.).

Содержательно-методический компонент включает:- содержательную сферу (концепция жизнедеятельности ОУ, концепция и программа коррекционно-развивающей работы, образовательная программа);- технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в ОУ (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел

Коммуникационно- организационный компонент включает:- особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения;- коммуникационную сферу;- организационные условия (особенности управленческой культуры).

 

б.Выделите направления во взаимодействии образовательных учреждений г. Ростова: учреждения культуры и общественные организации; учреждения ДОУ; родительская общественность; учреждения образования.

в. Укажите, в чем состоят особенности взаимодействия с родительской общественностью?Клуб «Семья», клубы корейскойи цыганской общины,казачий кадетский клуб, клуб армянской общины.

Задание 7. Рассмотрите различные критерии описания образовательной среды

Демократичность – авторитарность отношений, активность - пассивность учащихся, творческий - репродуктивный характер передачи знаний, узость – богатство культурного содержания.

Продолжите данный список.

отношения между учащимися и педагогами формальные или соревновательные; строго – не строго контролируется посещаемость; оформление школы строгое (офисный стиль) - весьма убогое; внеучебной жизни не придается - придается серьезное значение; родители приходят в школу только по требованию администрации –родители принимают активное участие в жизни школы и др.

Задание 8. Прочитайте характеристику малокомплектной сельской школы.

В начальной школе - четыре класса (по одному в каждой «параллели»). В 1-ом классе обучается 7 человек, во 2-ом – 5 человек, в 3-ем – 6 человек. В основной школе (с 5-го по 9-й класс) обучается 30 человек. Каждый класс живет своей жизнью. Общих интересов у детей нет. Вне школы они не общаются, так как некоторые из них живут в соседнем селе, откуда их привозят в школу на автобусе.

Школа имеет неплохую материальную базу: пришкольный участок, небольшой спортивный зал, библиотека. В штате школы есть учитель музыки, играющий на аккордеоне. В кабинете математики – два компьютера.

Задание: разработайте проект создания общей развивающей образовательной среды для сельской малокомплектной школы. Одним из требований организации образовательной среды должно стать создание условий для самообразования и саморазвития (включения механизмов внутренней активности) учащихся.

Задание 9. Изучите статью: Богуцкая, Т. В. Методы оптимизации микросреды младших школьников / Т. В. Богуцкая // Начальная школа». – 2007. - № 6. - С.24 – 28.

а. Сравните содержание понятий «образовательная среда» и «микросреда»

Образовательная среда — это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями, социальными партнерами образовательного учреждения и т. д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования. Среда объективно является продуктом различных видов деятельности существующих в ней субъектов и отношений между ними.

Уровни культурно-образовательной среды: Мегасреда, Макросреда, Мезосреда, Микросреда.

мегасреда (на глобальном уровне: различные процесы мирового масштаба: международная интеграция и сотрудничество, экономические, экологические проблемы, международные движения, деятельность различных фондов и организаций);

макросреда — процесы в стране, национальные особенности воспитания и образования, традиции и особенности функционирования системы образования в стране, деятельность СМИ (например, в Росии, Японии или США );

мезосреда — региональные особенности и условия, программы и системы воспитания и образования в регионе или городе (например, Тюмень, Сочи или Санкт-Петербург);

микросреда — это люди, с которыми ребенок находится в непосредственном, живом контакте; это ближайшее социальное окружение конкретного ребенка, прежде всего школа, улица, семья, близлежащие культурно-образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, которые посещает ребенок

б.Дайте характеристику понятию «оптимизация микросреды» – работа со всеми ее составными элементами для улучшения деятельности

 

в. Составьте систематизирующую таблицу, отражающую сущность предлагаемых автором статьи методов оптимизации микросреды.

 

Методы   Сущностная характеристика
Индивидуальное педагогическое консультирование Суть метода сводится к тому, чтобы способствовать и облегчить процесс преодоления препятствий, трудностей, проблем ребенка, связанных с воздействием на него микросоциума и мешающих жизненной успешности растущего человека. Педагог-консультант не решает за ребенка его проблему, а помогает сделать адекватный выбор из различных вариантов решения проблемы; поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личного выбора. При использовании этого метода могут быть применены различные приемы (в зависимости от трудностей, испытываемых ребенком, от творчества педагога, от степени негативного влияния микросреды и других факторов).
Метод проектирования действий педагога и ребенка позволяет выстраивать взаимодействие педагога и школьника в направлении решения проблемы, в распределении действий ориентации на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности, открывает путь к выстраиванию действий. В результате распределения функций открывается возможность проектирования своих действий как педагогом, так и ребенком. Желание ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы является важным результатом педагогической работы. Однако этот порыв может оказаться неуспешным, если ребенок не почувствует помощь взрослого. Под проектированием мы понимаем особый вид педагогической деятельности по созданию и реализации образовательного проекта. Методы Приемы Индивидуальное педагогическое консультирование; координация действий специалистов; обсуждение; проектирование действий педагога и ребенка; наблюдение; анализ; рефлексия (методы педагогической поддержки) Вербализация постановки проблемы глазами ребенка; налаживание договорных отношений; заключение договора; введение в возрастную проблему; лектории; умолчания; психологическое «поглаживание»; одобрение действий; поощрение инициативы; моделирование ситуации столкновения с проблемой; прогнозирование; самоанализ Воздействие на коллективное сознание; импровизация; взаимо-психокоррекция (методы формирования классного коллектива) Определение общественно значимой и увлекательной для детей перспективы; включение их в совместную деятельность; разнообразие жизни класса; включение детей в систему более широких социальных связей; игра; установление традиций класса; педагогические требования; выполнение действий по образцу; продолжение незавершенного действия; занимательный вопрос; ситуация «если бы...»; воображаемая ситуация; взаимопомощь; «лесенка»; размышляй сам Метод сенсорного обогащения; метод физического действия (методы эмоционального развития) Опредмечивание; полярные ощущения; малоприятное сенсорное воздействие; нахождение ресурсов сенсорного стимула; попеременно-одновременное включение частей тела; смена темпоритма; работа на крайностях Диагностический метод; просветительский; консультативно-рекомендательный (методы просвещения родителей младших школьников) Анкетирование; дискуссия; посещение открытых уроков; педагогические лекции; беседы; анализ специальной литературы; просмотр видеофильмов; индивидуальные консультации; педагогические характеристики ребенка; включение родителей в работу класса и школы; встречи со специалистами Договор является основным средством педагогической поддержки, так как представляет собой механизм, организующий субъект-объектное пространство взаимодействия, создающий благоприятный положительный фон для общения и учения. Договор заключается в любой форме (запись на доске, устная договоренность).
Метод координации действий различных специалистов. Чтобы компенсировать негативные воздействия семейной микросреды, школьного микросоциума, сферы свободного общения, педагог должен поддерживать ребенка морально и психологи чески, защищать его права перед сверстниками и родителями. Решение этой задачи часто требует привлечения специалистов: психологов, логопедов, врачей, юристов, социальных работников. Поэтому учитель не только обращается к ним, но и координирует их действия по оказанию помощи ребенку, обеспечивая тем самым создание наиболее оптимальных условий для компенсации негативных влияний.
Метод рефлексии Этот метод может быть использован как в самом начале компенсаторной работы, так и на заключительном этапе разрешения какойлибо проблемы. Ведь именно в ходе рефлексии могут открываться невидимые ранее причины и обстоятельства негативных влияний микросреды; может понадобиться переформулировать проблему и искать новые пути ее разрешения. Обсуждая с ребенком продвижение к разрешению проблемы, учитель выделяет ключевые моменты, подтверждающие правильность или ошибочность действий. Особое внимание педагог уделяет чувствам и эмоциям ребенка, оказывает помощь в выражении чувств. Тем самым педагог создает условия, в которых школьник анализирует свои действия, оценивает достигнутые результаты. Очень важно помочь ребенку замечать позитивные изменения, происходящие в его личности и окружающей его микросреде. Использование данного метода позволяет обращаться к внутренним резервам личности, что указывает на комплексность работы по компенсации негативных влияний микросреды (не только действия извне, но и внутренний потенциал ребенка способны компенсировать негативные влияния).
Метод обсуждения тесно связан с методом рефлексии. Рефлексируя, ребенок совместно с педагогом обсуждает успехи и неудачи деятельности, осмысливает новый опыт жизнедеятельности. Метод обсуждения используется педагогом и при встрече с людьми, которые имеют отношение к истории возникновения проблемы, к ее разрешению (родители, друзья, одноклассники, различные специалисты). Обсуждение возможных последствий предполагает владение педагогом умения предвидеть, предсказать, что произойдет в ближайший период, если не предпринимать компенсаторных мер.
Метод стимулирования является необходимым условием при педагогической поддержке младшего школьника. Для стимулирования активности самого ребенка важно проявлять внимание к любым способам разрешения проблемы, которые называет сам ученик, не высказывать оценочных и критических суждений, обращать внимание на успешность самостоятельных шагов, поощрять инициативу.
Метод анализа способствует расширению информационного поля о себе, мире, своем месте в этом мире; соотнесению полученной информации с прежними представлениями; проблематизации представлений о себе; определению наличных способов разрешения противоречий и актуализации информации о способах самоанализа. С помощью этого метода педагог направляет процесс познания ребенком своего окружения, мира своего «Я» (самопознание), учит приему самоанализа, который, в свою очередь, изменяет статичные характеристики самосознания (знания и представления о себе, самооценку, зафиксированные в сознании способы и формы самореализации), стимулирует развитие его динамичных составляющих (самопознания, самореализации и саморегуляции в общении и деятельности)
Метод наблюдения представляет собой изначальную ступень изучения личности школьника, его проблем, микросреды ребенка и особенностей взаимодействия последнего с ней. Наблюдение вносит решительные коррективы в способы и формы педагогической поддержки конкретного младшего школьника, что дает возможность моделирования наиболее оптимальной программы индивидуальной помощи
Метод импровизации позволяет гибко подходить к конструированию коррекционно-развивающего процесса, формированию коллективистских отношений (выбирать содержание, формы, методы и приемы воздействия, варьировать и адаптировать их для каждого ребенка). Импровизационное начало (при строгом исходном планировании работы — этапов, перспектив развертывания) создает благоприятные условия для раскрытия индивидуальности на уровне актуальных возможностей каждого, способствует формированию таких качеств, как взаимопонимание, умение принять мнение другого, помочь другому (взаимопомощь), что, в свою очередь, способствует сплочению коллектива. Метод импровизации помогает поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в классе (а это немаловажно при формировании коллектива), наполнять духом товарищества любой вид деятельности (игровая, учебная, познавательная, коммуникативная), способствует педагогической поддержке мотивации участия детей в коллективных дела
Метод взаимопсихокоррекции Младшие школьники тонкие психологи. Они хорошо чувствуют настроение ровесников, понимают их психологическое состояние. Дети могут строго требовать что-либо друг от друга, но и справедливо защищать. В этом и заключается взаимопсихокоррекция. Этот метод позволяет «снимать» с ребенка отрицательные эмоции и избавлять от негативных отношений, пресекать отрицательные поступки. В коллективе младших школьников взаимопсихокоррекция идет при планировании общего дела, при его исполнении и особенно при подведении итогов. Из высказываний детей формируется общественное мнение; классный коллектив становится психокорректором для всех его членов. Метод взаимопсихокоррекции неизбежно присутствует в деле формирования коллектива и при умелом его использовании становится мощным стимулом развития внутриколлективных отношений
Метод сенсорного обогащения (МСО) вводит в сенсорную картину детей палитру разномодальных ощущений, снимает страх и негативное отношение к сенсорной информации, с его помощью достигается адекватный характер эмоционального реагирования в ответ на воздействия позитивных или малоприятных сенсорных стимулов. Логика инструментовки МСО обусловлена целями этапов компенсаторной деятельности и возможностями детей. Объективными критериями возможностей младших школьников являются уровень сенсорной компетентности, специфика моторного реагирования, интенсивность накопления сенсорной информации, скорость адаптации в сенсорном поле
Метод физического действия (МФД) заимствован из театральной педагогики и предполагает опосредованное включение и отражение эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий . МФД позволяет не только включить эмоциональные механизмы ребенка, но и управлять характером моторного звена эмоционального реагирования — эмоциональной экспрессией, т.е. каждому ее компоненту придавать выразительность и адекватность. Психологический механизм данного метода основан на связи «сенсорика — эмоции — моторика». Целью этого метода является коррекция определенных групп мышц, деформированных предыдущим опытом стереотипного и неадекватного эмоционального реагирования, и актуализация разнообразных кинестетических ощущений, которые, в свою очередь, порождаются движениями, регулируют их, обязательно входят в ту или иную ассоциацию разномодальных ощущений
Диагностический метод включает в себя такие приемы, как беседы и анкетирование. Беседы целесообразно проводить с матерями младших школьников, так как учителю (в идеале), помимо всего прочего, необходимо знать характер протекания беременности и родов. В беседе представляется наиболее важным выяснить, как изменялось поведение ребенка при поступлении в школу, какие жалобы у него появились, не стал ли он чаще болеть. Не менее важны данные о круге интересов ребенка, об отношениях к школе, учителю, одноклассникам; сведения о характере воспитания в семье, взаимоотношениях родителей, возможных семейных конфликтах. На основе данных, полученных в ходе бесед с родителями (при условии их сопоставления с данными, полученными с помощью других методик), выделяются отрицательные факторы семейного воспитания, их возможные причины; подбираются индивидуальные компенсаторные меры. Для сбора данных используется также анкетирование, которое позволяет за короткий срок собрать информацию у достаточно большого числа опрашиваемых. Анкеты, как правило, содержат вопросы, позволяющие проследить динамику эмоционального состояния, поведения ребенка, характер общения между членами семьи и т.д
Просветительский метод включает в себя педагогическую лекцию, анализ специальной литературы, просмотр видеофильмов, встречи со специалистами, дискуссии, наблюдение за учебной деятельностью ребенка
Консультативно7рекомендательный ме7 тод это индивидуальное педагогическое консультирование, педагогические характеристики ребенка, привлечение родителей к работе класса и школы

Задание 10. Представьте себя в роли учителя.

В вашем плане воспитательной работы - ежемесячные экскурсии в музеи, театры, дома детского творчества, на природу, заводы, фабрики, спортивные школы города, стадионы и другие объекты образовательной среды родного города.

Такие экскурсии имеют большой образовательный потенциал. Перед Вами стоит конкретная педагогическая задача - развитие творческой поисковой активности учащихся.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...