Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль статуса школьника для уточнения деятельности психологаРассмотрение психолого-педагогического статуса школьника в характеристиках основных его блоков позволяет уточнить параметры деятельности школьного психолога. Первый блок – социальные особенности среды обучения, воспитания и развития. В него входят объективные характеристики положения школьника в различных системах значимых для него социальных отношений, таких, как: • положение школьника в системе внутрисемейных отношений (тип семьи, ее количественный состав, возрастные и образовательные характеристики членов семьи, характер деятельности членов семьи и др.); • положение школьника в системе социально-экономических отношений (материальная обеспеченность, социально-бытовые условия); • положение школьника в системе внутригрупповых отношений со сверстниками (социально-психологический статус в группе, предписанные роли, наличие близких друзей). В целом содержание данного блока можно охарактеризовать как потенциальное влияние социальной среды на психологическое состояние и перспективы развития школьника. Необходимо отметить, что сбор и хранение такой информации о детях является важным делом, однако совершенно не обязательно он должен осуществляться психологом. Предпочтительнее передать эти функции социальному работнику, социальному педагогу или обученному освобожденному воспитателю. Второй блок – особенности познавательной деятельности школьников. Он включает в себя показатели уровня развития важнейших когнитивных функций и особенностей познавательной деятельности школьников, прежде всего связанных с учебной деятельностью. Всего выделяются 4 группы таких показателей: • соотношение уровня умственного развития школьника и возрастной нормы; • соотношение уровня развития когнитивных процессов и педагогических требований (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения и т.д.). Конкретно изучаются такие когнитивные показатели, как уровень произвольности когнитивных процессов, сформированность важнейших для данного возраста видов мышления и умственных действий, уровень речевого развития, уровень развития психомоторики; • индивидуальные особенности познавательной деятельности школьника, такие, как, например, особенности и преобладающий тип памяти, мышления и внимания и др.; • умственная работоспособность и темп умственной деятельности. Первые две характеристики носят критериальный характер. Они ориентированы на сравнение реального уровня развития и состояния когнитивной сферы школьника с некоторыми системами требований. Третий и четвертый показатели данного блока характеризуют познавательную деятельность школьника с точки зрения ее индивидуальных содержательных и психодинамических особенностей. Третий блок – особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми, прежде всего, подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (наличие противоречивых мотивов) и особенности личностных свойств. В этот блок входят следующие показатели: • наличие учебной мотивации и ее конкретное содержание (познавательный, социальный, позиционный и др. мотивы учения); • ведущий тип мотивационной регуляции учебной деятельности - достижение успеха, избегание неудачи; • конфликтность мотивационной сферы (личностная тревожность); • наличие выраженных личностных акцентуаций. Таким образом, данный блок составляют, прежде всего, мотивационные особенности учебной деятельности школьников. Четвертый блок – особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником важнейших систем отношений: отношения со сверстниками; отношения в семье; отношения со значимыми взрослыми (педагогами); отношение к важнейшим видам деятельности (в школьной среде); отношение к себе. Этот блок параметров является по сути дела субъективной стороной той системы социальных отношений, в которой формируется и развивается школьник. Пятый блок – особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия. Здесь наиболее важны: • характерологические особенности поведения и общения, обусловленные психодинамическими свойствами нервной системы (такими, например, как сила, подвижность и уравновешенность и др.); • поведенческие особенности, свидетельствующие о социально-психологической дезадаптации (неприспособленности) школьника (например, уход от деятельности, нарушение общения со сверстниками и педагогами, замкнутость, эгоцентризм и т.д.). Первая совокупность показателей – характерологических особенностей поведения – позволяет выделить и описать ряд особенностей поведения школьников, обусловленных психодинамическими свойствами их нервной системы. Вторая совокупность показателей носит критериальный характер. Они позволяют выделить группы детей, чье поведение в том или ином значимом аспекте характеризуется дезадаптивными чертами. Из анализа различной психолого-педагогической литературы можно выделить следующие группы характеристик, свидетельствующих о наличии признаков дезадаптации в поведении: 1. Нарушения общения со сверстниками и взрослыми: агрессивность, замкнутость и избегание контактов, недоверчивость и подозрительность, чрезмерная исполнительность и конформность, негативистическая демонстративность, конфликтность и обидчивость. 2. Низкая социальная нормативность поведения ребенка в школе, расторможенность влечений. 3. Двигательная расторможенность, неугомонность. 4. Депрессивность, астенизация, уход от деятельности. 5. Эмоциональная незрелость, психический инфантилизм. 6. Невротические проявления: плаксивость, нарушения речи, навязчивые идеи, движения или звуки, психосоматические проявления и др. Таким образом, основными параметрами психолого-педагогического статуса школьника являются характеристики, представленные в таблице 1, исследование которых школьным психологом является сутью его деятельности. Таблица 1 Основные параметры психолого-педагогического статуса школьников
Все эти показатели должны войти в массовые диагностические обследования. В таком понимании психолого-педагогический статус школьника в его полном объеме – это некоторый ориентир для построения педагогической и психологической работы: на что конкретно надо обратить внимание при организации психолого-педагогического воздействия. Что же касается непосредственных диагностических обследований, то в пределах статуса выделены характеристики, обязательные для выявления и анализа на этапе диагностического минимума, то есть определяемые для всех школьников определенной параллели. По этим характеристикам отслеживаются особенности развития, обучения, поведения и психического статуса детей и подростков на протяжении всего их школьного обучения. Они составляют основу психолого-педагогической карты школьника, которая представляет собой рабочий документ психолога, заполняемый на основе диагностического обследования школьников в критические периоды школьной жизни или личностного развития (как минимум 4 раза в течение 10-ти лет обучения). В психолого-педагогическую карту школьника включены следующие характеристики его статуса: 1. Особенности познавательной сферы. 1.1. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогическим требованиям (на каждом этапе обучения в школе): произвольность психических процессов; развитие мышления; сформированность важнейших умственных действий; развитие речи; развитие психомоторики. 1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности. 2. Особенности поведения и социализации школьников. 2.1. Во взаимодействии со сверстниками. 2.2. Во взаимодействии с педагогами. 2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения. 2.4. Произвольная саморегуляция поведения. 2.5. Активность и автономность поведения. 3. Особенности мотивационно-личностной сферы. 3.1. Наличие и характер учебной мотивации. 3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности). 4. Особенности системы отношений к миру и самому себе. 4.1. Отношения со сверстниками. 4.2. Отношения с педагогами. 4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе). 4.4. Отношение к себе. Таким образом, представленные характеристики психолого-педагогического статуса школьника в их полном объеме выполняют функцию каталога наиболее вероятных причин тех затруднений в обучении, поведении и психическом развитии, самочувствии, которые выявлены у ребенка. В свою очередь, характеристики статуса, не вошедшие в карту школьника и, соответственно, не выявляемые на этапе диагностического минимума, не должны оказаться вне поля внимания школьного психолога. Психолог обращается к их изучению и анализу в различных ситуациях. б. Охарактеризуйте направления гуманизации образовательной среды школы, ее цели и перспективные результаты. Структурирующим компонентом современной модели образовательного учреждения является его «образовательная среда», процесс воспитания и образования в которойосуществляется посредством взаимодействия субъектов образовательного пространства с различными структурами и объектами, и реализуется с помощью использования различных педагогических технологий. Основными целями образовательной среды являются создание условий для овладения профессиональной деятельностью; воспитание социально-активных членов общества для творческого участия в производстве, ответственности за результаты своего труда, решения экологических проблем; обучение методам непрерывного самообучения для поддержания конкурентоспособности индивида на рынке труда и более полного раскрытия способностей личности. Новая парадигма профессионального воспитания основана на утверждении в качестве основной его цели развитие активной жизненной и профессиональной позиции обучающегося, способности к творчеству, заинтересованности и потребности в саморазвитии (Н.Ф.Гейнжан). Для духовного становления и развития личности в ходе профессионального образования необходима благоприятная по степени комфортности окружающая среда. Н.А. Коваль в своем исследовании использует понятие «гуманитарная среда» вуза. Гуманитарная среда обеспечивает профессиональную подготовку, формирование духовно-нравственной зрелости студентов, что в конечном итоге социально реализуется в таких качествах, как инициатива и ответственность, потребность в постоянном обогащении и обновлении своих знаний, способность принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь (Юдин Б.А.). Таким образом, модернизация образовательной среды высшей школы должна предусматривать в качестве приоритетных направлений: возможность получения метаквалификации (т.е. системы знаний, облегчающей поиск и усвоение новых знаний); повышение значимости образования как для индивида, так и для общественных экспектаций; а также дальнейшую гуманизацию образования, основанную на знании о человеке как комплексном феномене - витальном, социально-культурном и психоментальном.
6. Рассмотрите схему, отражающую среду жизнедеятельности воспитанников детского сада и школы г. Ростова
а.Определите составляющие образовательной среды для воспитанников детского сада и школы г. Ростова? Пространственно- семантический компонент включает:- архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;- символическое пространство образовательного учреждения (символика, атрибуты, традиции и др.). Содержательно-методический компонент включает:- содержательную сферу (концепция жизнедеятельности ОУ, концепция и программа коррекционно-развивающей работы, образовательная программа);- технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в ОУ (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел Коммуникационно- организационный компонент включает:- особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения;- коммуникационную сферу;- организационные условия (особенности управленческой культуры).
б.Выделите направления во взаимодействии образовательных учреждений г. Ростова: учреждения культуры и общественные организации; учреждения ДОУ; родительская общественность; учреждения образования. в. Укажите, в чем состоят особенности взаимодействия с родительской общественностью?Клуб «Семья», клубы корейскойи цыганской общины,казачий кадетский клуб, клуб армянской общины. Задание 7. Рассмотрите различные критерии описания образовательной среды Демократичность – авторитарность отношений, активность - пассивность учащихся, творческий - репродуктивный характер передачи знаний, узость – богатство культурного содержания. Продолжите данный список. отношения между учащимися и педагогами формальные или соревновательные; строго – не строго контролируется посещаемость; оформление школы строгое (офисный стиль) - весьма убогое; внеучебной жизни не придается - придается серьезное значение; родители приходят в школу только по требованию администрации –родители принимают активное участие в жизни школы и др. Задание 8. Прочитайте характеристику малокомплектной сельской школы. В начальной школе - четыре класса (по одному в каждой «параллели»). В 1-ом классе обучается 7 человек, во 2-ом – 5 человек, в 3-ем – 6 человек. В основной школе (с 5-го по 9-й класс) обучается 30 человек. Каждый класс живет своей жизнью. Общих интересов у детей нет. Вне школы они не общаются, так как некоторые из них живут в соседнем селе, откуда их привозят в школу на автобусе. Школа имеет неплохую материальную базу: пришкольный участок, небольшой спортивный зал, библиотека. В штате школы есть учитель музыки, играющий на аккордеоне. В кабинете математики – два компьютера. Задание: разработайте проект создания общей развивающей образовательной среды для сельской малокомплектной школы. Одним из требований организации образовательной среды должно стать создание условий для самообразования и саморазвития (включения механизмов внутренней активности) учащихся. Задание 9. Изучите статью: Богуцкая, Т. В. Методы оптимизации микросреды младших школьников / Т. В. Богуцкая // Начальная школа». – 2007. - № 6. - С.24 – 28. а. Сравните содержание понятий «образовательная среда» и «микросреда» Образовательная среда — это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями, социальными партнерами образовательного учреждения и т. д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования. Среда объективно является продуктом различных видов деятельности существующих в ней субъектов и отношений между ними. Уровни культурно-образовательной среды: Мегасреда, Макросреда, Мезосреда, Микросреда. мегасреда (на глобальном уровне: различные процесы мирового масштаба: международная интеграция и сотрудничество, экономические, экологические проблемы, международные движения, деятельность различных фондов и организаций); макросреда — процесы в стране, национальные особенности воспитания и образования, традиции и особенности функционирования системы образования в стране, деятельность СМИ (например, в Росии, Японии или США ); мезосреда — региональные особенности и условия, программы и системы воспитания и образования в регионе или городе (например, Тюмень, Сочи или Санкт-Петербург); микросреда — это люди, с которыми ребенок находится в непосредственном, живом контакте; это ближайшее социальное окружение конкретного ребенка, прежде всего школа, улица, семья, близлежащие культурно-образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, которые посещает ребенок б.Дайте характеристику понятию «оптимизация микросреды» – работа со всеми ее составными элементами для улучшения деятельности
в. Составьте систематизирующую таблицу, отражающую сущность предлагаемых автором статьи методов оптимизации микросреды.
Задание 10. Представьте себя в роли учителя. В вашем плане воспитательной работы - ежемесячные экскурсии в музеи, театры, дома детского творчества, на природу, заводы, фабрики, спортивные школы города, стадионы и другие объекты образовательной среды родного города. Такие экскурсии имеют большой образовательный потенциал. Перед Вами стоит конкретная педагогическая задача - развитие творческой поисковой активности учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |