Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработайте систему заданий для решения данной задачи с помощью экскурсий различного характера.

Ситуация, сложившаяся в современном российском образовании, выдвигает потребность активизации познавательной деятельности учащихся. Потеря интереса к учебе резко снижает качество образования. Одним из способов решения проблемы видится поиск действенных способов повышения эффективности познавательного процесса с упором на развитие творческого мышления. Проведенное исследование показало, что реализация данного запроса общества возможна в процессе внеурочной экскурсионной деятельности. При этом познавательная активность выступает как общая готовность экскурсантов к творческо-поисковой деятельности в процессе всех типов экскурсий.

В экскурсионной деятельности школы реализуются требования общества к воспитанию учащихся, их всестороннему развитию, утверждению здорового образа жизни путем рациональной организации свободного времени подростков. Экскурсии Зимина, их активное влияние на процесс обучения и воспитания школьников, формирование социальной активности, направляют их личную и коллективную деятельность на овладение знаниями, участие в общественно-полезном труде, прививают им бережное отношение к природе, чувство любви к родине. Этому способствует работа школьных музеев, кружков, клубов, а также походы, дальние путешествия и экскурсии. Проводятся экскурсии в форме поиска, исследования, что активно влияет на развитие познавательных способностей школьников.

Во многих школах экскурсии становятся комплексным видом воспитания, в котором они гармонично связаны и удачно сочетаются с краеведческой, экспедиционной работой, занятиями физической культурой, спортом, художественным и техническим творчеством. В системе внеклассной и внешкольной работы они влияют на планирование, организацию и анализ деятельности, на обоснование ее педагогических принципов, самоуправление и взаимодействие коллективов с социальной средой, на повышение эффективности педагогического руководства. Кроме того, правильно проведенная экскурсия становится эффективным средством психологической разгрузки личности, гармонизации отношений внутри коллектива (экскурсионной группы), а также всех отношений спектра педагогического взаимодействия.

Система развития познавательной активности учащихся в процессе экскурсий включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: наличие интереса и личностного смысла поисковой деятельности (мотивационный компонент); содержание поисковой деятельности; организацию поисковой деятельности (процессуальный компонент).

При этом поисковая деятельность программируется типом экскурсии, ее задачами (рационально-логическими и эмоционально-художественными), предполагающими включение различных типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического), а также степенью самостоятельной вовлеченности учащихся как равноправных участников образовательного процесса в экскурсию.

Экскурсия рассматривается как сфера деятельности, в которой потенциально возможно свободное самоопределение и самореализация личности, что ведет к развитию творчества и познавательной активности.

Внеурочная экскурсия, как правило, либо имеет самое непосредственное отношение к школьному образовательному процессу, дополняя и обогащая пройденное на уроках, либо является элементом, непосредственно интегрированным в систему дополнительного образования. Отдельно следует сказать о длительной туристской экспедиции, которую также можно трактовать как совокупность мелких экскурсий с совершенно определенным целеполаганием, либо как одну большую экскурсию.

Экскурсионный процесс это взаимодействие экскурсантов и специально подобранных объектов окружающего мира с целью наглядного познания планируемых объектов по месту их естественного (подлинного) нахождения на основе слияния зрительных (образных) и смысловых впечатлений.

Сложная структура познавательной активности настраивает педагога на изучение ее компонентов, которые, в свою очередь, являются индивидуальными особенностями каждого ученика, его внутренними ресурсами.

В ходе осуществления подготовки и проведения экскурсии, экспедиции во внеурочное время перед педагогом (организатором) стоит задача выявить и реализовать оптимальные условия для реализации каждой личности, а также для межличностного общения. Установление межличностного общения педагога (организатора) и экскурсантов в ситуациях сотрудничества рассматривается как одно из основных условий повышения интереса экскурсантов, роста их активности в процессе экскурсии. При этом психологическая разгрузка, релаксация является востребованной для всех участников экскурсионного процесса: и экскурсантов, и педагогов. Это становится необходимым условием для всех видов дальнейшей деятельности субъектов педагогического взаимодействия. В условиях экскурсионного процесса активизируется социально значимая деятельность и формируются качества личности, необходимые для качественного и продуктивного выполнения учебно-познавательной деятельности.

Для того чтобы развитие происходило, необходимо соблюдение ряда педагогических условий.

Педагогические условия развития познавательной активности мы рассматриваем, во-первых, как среду, в которой происходит исследуемый процесс, во-вторых, как обязательное выполнение определенных педагогических мер для создания необходимой среды, в которой происходит организация учебно-познавательной деятельности развивающего характера.

Педагогическими условиями развития познавательной активности учащихся в процессе внеурочных школьных экскурсий являются: личностная самостоятельность и творческая самоактуализация школьников экскурсантов; целенаправленное педагогическое воздействие, подчиняющее себе целую структуру деятельности педагога (организатора) по подготовке и осуществлению экскурсии; стимулирование познавательной активности школьников особым содержанием, формами и методами школьной экскурсии, экспедиции; готовность педагога оптимально сочетать личностную активность учащихся с руководством ею; предъявление ученикам, при подготовке к экскурсии и во время нее, задач и заданий, имеющих природосообразный, творческий характер и направленных на развитие познавательной активности; включение школьников в индивидуальные, групповые, коллективные формы работы при подготов|90 ке к экскурсии и во время нее; демократический стиль руководства при организации различных форм работы, относящихся к экскурсионному процессу; проявление педагогом (организатором экскурсии) и учениками ярких положительных эмоций; направленность методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика; создание особой атмосферы, при которой происходит психологическая разгрузка личности и раскрытие ее внутренних способностей, всего духовного потенциала, творческой свободы.

В соответствии с принципами разработанной классификации по степени вовлеченности школьников как равноправных субъектов образовательного процесса в экскурсионную деятельность назовем некоторые факторы, способствующие формированию познавательной активности учащихся в процессе школьных экскурсий во внеурочное время: правильный выбор форм организации воспитательной работы в ходе экскурсий; профессионально проведенная (квалифицированная) подготовка к экскурсии; творческое сотрудничество преподавателя (экскурсовода) и учащихся; учет системы принципов организации и проведения школьных экскурсий; разработка новых тем экскурсий с использованием достижений отдельных отраслей знаний; применение различных форм диалогичного и дискуссионного общения; четкое диагностирование уровней развития познавательной активности.

Особенность развития познавательной активности учащихся в процессе школьных экскурсий во внеурочное время заключается в том, что этот процесс происходит в результате взаимодействия двух субъектов, наделенных индивидуальным набором качеств, что подразумевает вероятностную зависимость познавательной активности ученика от деятельности учителя. Хотя, с другой стороны, без определенной внешней и внутренней (пусть даже весьма условной) свободы учащегося (экскурсанта) никакого интенсивного и безусловного развития познавательной активности не будет происходить. В этом и заключается нелегкая задача педагога (организатора) экскурсии, экспедиции: убедить своего подопечного в том, что он свободен, и в то же время незаметно, исподволь направлять и корректировать его действия.

Задание 11. Сформулируйте конкретную педагогическую задачу и спроектируйте образовательную среду для ее решения. Представьте проект на практическом занятии.

Задача 1

Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала раз­виваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу — используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовы­явлению сущности именно в совместных делах.

С п о с о б р е ш е н и я. Учительница раздала ученикам по спичке и попроси­ла, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила пока­зать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.

— Почему у тебя спичка сломана? — спросила учительница.

— Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил мальчик. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

З а д а ч а 2.

Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Боль­шинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андре­ем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?

Р е ш е н и я

А(отсутствие сопротивления среде). Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся груп­па. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле.

Б (возможный компромисс). Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклон­чивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думае­те на самом деле, потому что не хотите терять уважение однокурсников.

В (не подвержены влиянию среды). Вы говорите то, что думаете. Вы не пытае­тесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, не­смотря на то, что она совпадает с позицией Андрея.

 

 

«Пушкинская муниципальная средняя общеобразовательная школа»

 

«Утверждено»

Управляющим Советом

……………………………….

«15» ноября 2014 года

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

«Сельская

Школа социализации»

 

 

Алексинский район


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Пушкинская муниципальная средняя общеобразовательная школа» «Сельская школа социализации».

 

Заказчик программы.

Управляющий Совет школы

 

Дата утверждения программы

Программа рассмотрена и утверждена Управляющий Советом школы 15.11.2014 года. Протокол №

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...