Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыбакова Т.В., Филимонова Е.Н, Бубнов А.А.

Пензенская областная психиатрическая больница им. К.Р.Евграфова, г. Пенза

Начиная с 2005 года все большее значение в работе с больными психиатрических отделений уделяется такой форме, как оказание качественной психиатрической помощи полипрофессиональной бригадой, в которую входит врачи психиатры, врач психотерапевт, психолог и специалист по социальной работе. Именно такая бригада осуществляет психосоциальную работу в отделение. Сочетание применения лекарственных препаратов и психосоциальной работы, с активным вовлечением больного и его родственников в лечебный процесс способствует увеличению эффективности долго­срочной терапии, главным образом, за счёт улучшения показателей комплаентности, и, таким образом, снижению частоты рецидивов. Начиная с 2005 года, в нашем отделение этому виду помощи уделяется особое внимание, т.к. считаю, что именно психосоциальные методы работы с пси­хически больными и их родственниками, становятся реальной составляющей оказания психиатрической помощи. Одной из форм такой работы является проведение психообразовательных занятий, особенно в отношение больных, которые находятся на принудительном лечение. Они проводятся в закрытых группах (то есть после начала цикла новые участники не принимаются), с количеством участников от 6 до 10-15 человек Группа разнородна по полу, возрасту, течению, но все с эндогенными расстройствами. Не включались в группу больных на высоте острых психических расстройств, с грубым снижением интеллекта, выраженной тревожностью, расторможенностью, неспособностью контролировать поведение, недоброжелательное отношение к другим участникам группы, категорический отказ от подобного вида лечения. Каждый цикл психообразования состоит из 10-12 занятий, продолжительностью 45 минут с частотой 2 раза в неделю. Группу ведёт врач-психиатр, психолог , социальный работник. Психообразовательные программы ставят перед собой две основные задачи, которые тесно связаны между собой:

1) Это собственно «образование», когда пациент получает информацию о психическом заболевании, чтобы правильное понимание своего состояния вело если не к управлению своими заболеваниями, его ходом и течением, то хотя бы к своевременному распознаванию и контролю отдельных болезненных проявлений и симптомов.

2) Вторая задача — это обеспечение «психосоциальной поддержки», когда группа больных является постоянным источником поддержки и одновременно терапевтической средой, в которой пациенты могут в безопасных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения, общения, совладения со сложными ситуациями. На занятиях происходит знакомство с группой, обсуждаются цели психообразовательной работы, ее возможности. Больным в доступной форме объясняются причины, течение, прогноз психических расстройств. В первую очередь делается упор на биопсихосоциальную модель в развитии психических расстройств, что в дальнейшем, в разговоре о лечении позволяет давать более оптимистическую трактовку возможностей лечения. Обязательно членам группы сообщается о признаках психических расстройств (нарушения настроения, восприятия, мышления, поведения, расстройства сна), о том, как распознать признаки возможного обострения, обсуждаются личный опыт участников группы; реакции членов семьи на болезнь, на ее отдельные проявления, при необходимости обсуждается как стиль общения в семье, эмоциональная атмосфера влияют на самочувствие больного и могут являться риском возможного ухудшения психического состояния. Также больным и родственникам рассказываем о традиционных и новых методах лечения, о роли лекарственной терапии в избавлении от симптомов, предупреждении их возникновения, профилактике повторных и частых обострений, о значение комплайенса, о способах преодоления нежелательных явлений, о контроле эффективности фармакотерапии, недопустимости самолечения или, наоборот, самовольной отмены препарата. Всегда говорим о необходимости длительного противорецидивного лечения.

Также важно довести до больных и родственников информацию о том, что навыки совладания и решения проблем в семье повышают компетентность пациента и его способность противостоять стрессовым воздействиям. На одном из последних занятий останавливаемся на основных положениях отечественного законодательства в области оказания психиатрической помощи. При рассмотрении вопроса о недобровольной госпитализации говорим о том, что, даже если возникла необходимость недобровольной госпитализации, то ответственность за это решение несет врач (с соответствующим юридическим оформлением), а не кто-то из родственников, в противном случае больной нередко не может простить близким людям того факта, что они насильственно оставили его в психиатрической больнице и это может надолго нарушить взаимоотношения, подорвать доверие пациента к родным, что также негативно сказывается и на комплайенсе.

В период с 2008 по 2010 год в нашем отделение было проведено 10 групп. Полный курс психообразовательной программы прошли 85 больных . Оценка состояния и его динамики производилась клинико-психопатологически, эффективность психообразовательной программы оценивалась с помощью опросника «Карта оценки эффективности психо­образовательной программы». Сравнивалась также кратность и сроки госпитализаций за один год, до и после проведения группы. В годовом катамнестическом пе­риоде среднее число госпитализаций снизилось в полтора раза, средняя длительность госпитализаций — в два раза. По заверше­нии цикла занятий отмечалось увеличение доли пациентов, высоко оценивав­ших уровень информированности о первых признаках обострения (с 10,1% до 47 %), о способах предупреждения обострений (с 8% до 38,3%, ), о поведении при обострении ( с 14,2% до 65,3 %,). Особое значение для эффективного управления болезнью имели рост уверен­ности в возможности распознавания болезненного поведения (75,4% высо­ких оценок при завершении цикла занятий против 32,2% в начале, а также расширение представлений о собственной роли в процессе лечения (67,2% высоких оценок при завершении цикла занятий против 17,9% в на­чале, ) и способах преодоления трудностей, связанных с болезнью (53,7% высоких оценок при завершении цикла занятий против 13,2 % в на­чале ).

Выводы:

1. Пси­хообразовательная программа эффективна в группе пациентов, разно­родной по нозологическому составу, возрасту, длительности заболевания, ча­стоте стационирования.

2. Групповая работа дает возможность обсудить полученную информацию с другими участниками, соотнести ее с собственным опытом, вместе искать пути решения проблем.

3. Занятия в группе позволяют поддержать пациента на стабильном уровне функционирования, помогают пациенту лучше понимать характер и особенности психического заболевания и то, как оно влияет на больного и членов его семьи.

4. Психообразовательный цикл способствует распознаванию стрессовых факторов, способных ухудшить болезнь и помогает сформировать стратегии совладения с ними.

5. В ходе обучения, как пациенты, так и их родственники, учатся распознавать болезненные переживания в самом начале их возникновения, проводить грань между болезненными и здоровыми проявлениями психики, начинают соблюдать сроки посещения и обращаться за медицинской помощью при появлении первых признаков болезни.

6. Психообразование усиливает уверенность пациента в борьбе с болезнью, улучшаются возможности в сфере уверенного поведения., совершенствуются коммуникативные навыки и навыки повседневной жизни ,появляются новые стратегии разрешения проблем, повышается уровень социальной успешности.

7. Полученные данные свидетельствуют о более активной и ответствен­ной позиции пациентов, получавших групповую психосоциальную терапию, в отношении раннего распознавания признаков начинающегося рецидива и своевременного обращения за помощью, о способности к такому распозна­ванию, а также о личностной значимости сохранения социального статуса и стремлении преодолеть болезнь с наименьшими потерями.

8. Полученные данные подтверждают эффективность программы в ком­плексном восстановительном лечении больных эндогенными психозами.

 

Психообразование с пациентами, находящимися на принудительном лечении и в группе активного динамического наблюдения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...