Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зенина Г.С., Борискина О.С., Гребенькова И.В.

ОГБУЗ « Тамбовская психиатрическая клиническая больница »

Сестра должна иметь тройную квалификацию:

сердечную – для понимания больных,

научную – для понимания болезней,

техническую – для ухода за больным.

Ф.Найтингейл

В настоящее время введение в штат психиатрических учреждений нашей страны ставок психологов и психотерапевтов, специалистов по социальной работе, социальных работников открывает возможности и делает крайне актуальным применение в повседневной практике бригадного метода работы. Данный метод работы применяется в Тамбовской психиатрической клинической больнице и, конкретно, в нашем отделении.

Он представляет собой не просто совокупность специалистов разного профиля, а скорее определенный стиль их взаимодействия между собой и больными. Каждый из членов бригады формирует свою задачу, соотносимую с задачами других, вначале при групповом обсуждении больного, а при последующих обсуждениях сообщает о достигнутых результатах, ведущих к достижению общих целей.

Одним из важных моментов организации ведения больного является этапность осуществления помощи, а именно:

1. Постановка диагноза;

2. Постановка каждым членом бригады своей задачи;

3. Купирование психопатологической симптоматики.

Медицинская роль сестры в бригаде нашего отделения вытекает из ее должностных обязанностей. Выполняя назначения врача, медицинская сестра является не простым исполнителем, а его важным партнером. В круг обязанностей медицинской сестры входят, прежде всего, клинические проблемы больного: непосредственное осуществление лечебных мероприятий, формирование взаимодействия больного с персоналом учреждения, что в психиатрии имеет особое значение, круг вопросов, связанных с ведением больного во время пребывания в стационаре (от ухода за больным, решением санитарно – гигиенических проблем до организации психотерапевтической среды), соблюдение режима и прав пациентов, находящихся в стационаре, проблемы взаимоотношения пациентов друг с другом, в меньшей степени – социальные проблемы (должна владеть информацией о том,кто навещает пациента, осуществляет поддержку и пр.).

Выявленные клинические и социальные проблемы пациента медицинская сестра обсуждает на совместных регулярных встречах членов полипрофессиональной бригады, где и должно определяться ее дальнейшее участие в лечебно – реабилитационных мероприятиях по отношению к даннму больному. Следует отметить, что в своей профессиональной деятельности медицинская сестра находится в партнерских отношениях с другими членами бригады, осуществляя с ними тесный контакт.

Медсестра помогает пациенту в его деятельности по восстановлению здоровья и устраняется, когда пациент обретет необходимый уровень здоровья и достаточные знания для преодоления проблем и наиболее оптимальный уровень социального функционирования и адаптации.

Конечной целью полипрофессиональной бригады в каждом случае является, наряду с клинической компенсацией, достижение пациентом максимально возможного уровня социального, психического, физического, функционирования и его соответствие уровню самооценки больного, то есть достижение возможно более высокого качества жизни.

Таким образом, в настоящее время роль медицинской сестры, во-первых, все больше рассматривается в рамках более высокой ответственности медсестринской профессии и, во-вторых, все чаще она определяется участием медсестры в работе полипрофессональных бригад, получающих широкое распространение в деятельности психиатрической службы.

Место и роль медицинской сестры в полипрофессональной бригаде специально очерчено, поскольку она является важным и постоянным участником психиатрических бригад. Именно медсестра находится на переднем крае работы с больным и часто осуществляет эту работу круглосуточно в отличие от врача-психиатра, который проводит осмотр больного периодически. Профессиональные обязанности медсестры обычно относятся, прежде всего, к медицинской сфере. На самом деле, мы рассматриваем их гораздо шире. Нередко они выходят за рамки и могут внедряться в социальную область. Особенно это касается работы медсестры в структуре бригады нашего отделения, осуществляющей помощь в стационарных условиях.

Говоря о месте и роли медицинской сестры в полипрофессиональной бригаде, мы определили границы ее деятельности и методы оказания сестринской помощи больным. В целом деятельность медицинской сестры определяется у нас как научно обоснованный метод сестринского ухода, выполнение медицинских процедур диагностического и лечебного характера и создание терапевтической среды в процессе предоставления психиатрической помощи больным.

Взаимоотношения членов бригады в нашем отделении партнерское. Надежность партнера зачастую определяет успех лечения, а пренебрежение сотрудничеством может привести к большим издержкам. Медсестры не только участвуют в лечении, но и вносят в него свою очень важную часть, долю труда, без которой невозможен полноценный процесс оказания психиатрической помощи.

Оказывая значительную часть услуг и, осуществляя уход за пациентом, медицинская сестра имеет исключительное понимание нужд больного. Привлечение медсестры к принятию решений прямо соотносится с улучшением качества психиатрической помощи в целом и как следствие – повышением качества жизни и социального функционирования психически больного и его ближайшего окружения.

В современной медицине мы выделяем три варианта деятельности медицинской сестры:

1. При котором медицинская сестра руководствуется каким – либо нормативным актом (инструкция, положение и т.п.).

2. При котором для использования знаний и навыков медицинской сестры требуются указания врача.

3. Партнерский, при котором деятельность медицинской сестры осуществляется совместно с другими специалистами.

Последний вариант характерен для участия медицинской сестры в современных условиях работы полипрофессиональной бригады.

Хотя любые вмешательства медицинской сестры должны быть согласованы с врачом и другими специалистами – участниками полипрофессиональной бригады, мы ей предоставили большую автономность и ответственность. Мы рассматриваем медицинскую сестру не как пассивного исполнителя решений врача, его помощника, а как партнера в лечении и оказания реабилитационной помощи больным.

В связи с этим роль медсестры в нашем отделении следующая:

1. Уход за пациентом, включающий удовлетворение потребностей пациента (питание, гигиенический комфорт, безопасность среды, движение, общение и т. п.).

2. Подготовка пациента ко всем видам исследований.

3. Ассистирование при проведении врачебных манипуляций.

4. Выполнение назначений врача, связанных с лечением пациента.

5. Участие в наблюдении с определением ранних признаков ухудшения психического состояния, включая угрозу самоповреждений и риск суицида, возможности угрозы для здоровья и жизни окружающих, ухудшения соматического состояния и др..

6. Выполнение дополнительных профессиональных функций (осуществление которых стало возможно благодаря ежегодному прохождению курса обучения на базе отделения психосоциальной реабилитации нашего лечебного учреждения) в составе бригады:

· налаживание с больными психотерапевтических отношений, которые основываются на уважении, доверии, взаимопонимании;

· консультирование и обучение пациента по вопросам, связанным с продолжением поддерживающей терапии, своевременным обращением к врачу при возникновении признаков обострения состояния;

· участие в составлении программы ведения больного, ее выполнении, то есть в проведении тренинга социально-бытовых навыков, оценки результатов достигнутого.

Проведение тренинга возможно по улучшению психического состояния пациента. Принимая участие в занятиях, наши пациенты решают следующие задачи:

1. Создание доверительных отношений с медицинским персоналом и друг с другом.

2. Обучение своевременному приему лекарственных препаратов.

3. Своевременное отслеживание рецидивов заболевания.

4. Обучение социальным навыкам, бытовым повседневным функциям в условиях постоянно меняющихся социальных требований для достижения возможно более полного или равного с другими положением в обществе.

5. Формирование независимого поведения как внутри семьи, так и в сообществе в целом и др.

За первый квартал 2012 года в тренингах социально – бытовых навыков приняло участие 40 человек. Из них 30 - программу усвоили в полном объеме, 7 - предложенный материал дублировали дважды, 3 - программу усвоили частично. В сравнении с первым кварталом 2011 года – приняло участие 33 человека. Из них 29 – усвоили в полном объеме, 2 – предложенный материал дублировали дважды, 2 – усвоили частично.

Эффективностью работы нашей медицинской сестры можно считать повышение социального функционирования и качества жизни психически больных.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...