Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление денежными средствами и ликвидными ценными бумагами

 

Содержание • Мотивы владения денежными средствами

Ускорение взыскания денежных средств

Концентрация банковских операций

Замедление денежных платежей

Игра на чековом флоуте

Контроль за выплатой денежных сумм Удаленные и управляемые платежи

Электронная коммерция

Электронный обмен информацией

Расчет затрат и результатов при электронном обмене информацией

Привлечение субподрядчиков

Регулирование кассовых остатковКомпенсационные остатки и плата за услуги банка

Инвестирование денежных средств в рыночные ценные бумаги

Портфель рыночных ценных бумаг: три сегмента Учет переменных факторов при подборе рыночных ценных бумаг


 

Распространенные инструменты денежного рынка

Формирование инвестиционного портфеля с помощью рыночных ценных бумаг

Резюме

Вопросы

Задачи для самопроверки

Задачи

Решения задач для самопроверки

Рекомендуемая литература

После изучения материала главы 9 вы должны уметь:

• перечислить и объяснить мотивы хранения компаниями наличных денежных средств;

• понимать важность эффективного управления денежными средствами;

• описать методы ускорения получения дебиторской задолженности и методы контроля денежных расходов;

• пояснить разницу между дистанционным и контролируемым расходованием денежных средств и обсудить этические проблемы, связанные с использованием этих двух методов;

• обсудить, каким образом электронный обмен данными (EDI) и использование сторонних источников связаны с получением и расходованием денежных средств компании;

• указать важнейшие переменные, которые следует анализировать перед покупкой каких- либо ликвидных ценных бумаг;

• дать определение самых распространенных инструментов денежного рынка, которыми может пользоваться менеджер портфеля ликвидных ценных бумаг в ходе инвестиций;

• описать три сегмента портфеля ликвидных ценных бумаг и указать, какие из ценных бумаг (и почему) лучше всего подходят для каждого такого сегмента.


 

 

Деньги — что навоз: никакой пользы, если лежат кучей.

Франсис Бэкон

 

 

В
предыдущей главе мы рассмотрели вопросы обеспечения оптимального уровня оборотных активов предприятия. Исследуя взаимозависимость между рентабельностью и риском, мы смогли в общих чертах определить над­ лежащий уровень текущих активов, которые фирма должна иметь в своем распоряжении. Определив их общий уровень, следует решить ряд других во­ просов. Сколько должно быть денежных средств? Какая сумма должна быть вложена в ликвидные ценные бумаги? В этой главе мы получим ответы на эти вопросы. Мы также узнаем, как повысить эффективность управления денеж­

ными средствами и как инвестировать их в рыночные ценные бумаги.

 

Мотивы владения денежными средствами

Джон Мейнард Кейнс выдвинул три причины, по которым люди стремят­ ся обладать деньгами1. По мнению Кейнса, эти мотивы называются так: опера­ ционный, спекулятивный и предупредительный. Абстрагируясь от того, что в данном примере речь шла о частных лицах, воспользуемся этими тремя ка­ тегориями для определения мотивов, побуждающих предприятия быть вла­ дельцами денежных средств.

Операционный мотив (transactions motive): выполнение возникающих в процессе коммерческой деятельности обязательств по платежам, касаю­ щихся, например, покупок, заработной платы, налогов, дивидендов и пр.

Спекулятивный мотив (speculative motive): выгодное использование бы­ стротечных возможностей, например при резком падении цен на сырье.

Предупредительный мотив (precautionary motive): что-то вроде "подушки безопасности" на случай неожиданно возникающих потребностей в де­ нежных средствах. Чем увереннее прогноз входящих и исходящих де­ нежных средств предприятия, тем меньше их ему необходимо иметь на счету из соображений предосторожности. Свободный доступ к получе­ нию ссуд для экстренного пополнения истощенных денежных ресурсов также снижает необходимость в кассовых остатках для подобных целей.

Следует подчеркнуть, что не все потребности предприятия в денежных средствах обеспечиваются исключительно за счет средств на его счетах. Фак­ тически часть этих потребностей может удовлетворяться приобретением лик­ видных ценных бумаг — активов, почти эквивалентных деньгам. В большин­ стве случаев предприятия не хранят денежные средства для спекулятивных

 

 

1 John Maynard Keynes, The General Theory of Employment, Interest, and Money. (New York: Harcourt Brace Janovich, 1936),p. 170-174.


388 Часть IV.Управление оборотным капиталом

 

целей. Следовательно, мы сосредоточим внимание на операционных и преду­ предительных мотивах фирмы, так как именно с ними связано удовлетворе­ ние потребностей предприятия с помощью денег и ликвидных ценных бумаг.

 
 

Управление денежными средствами включает их эффективный сбор (взыс­ кание), платежи и краткосрочное инвестирование. Ответственность за систе­ му управления денежными средствами, как правило, возлагается на финансо­ вый отдел компании. Кассовый план, играющий важную роль в этом процессе (см. главу 7), определяет, какое количество денежных средств может иметься в наличии, когда они поступят в наше распоряжение, и на какой срок. Таким образом, он служит основой для составления прогнозов денежных средств и контроля за их движением. В дополнение к кассовому плану фирме необхо­ димо систематически получать информацию о движении денежных средств и иметь определенную систему контроля (рис. 9.1).

Поток фондов -*Поток информации

* Оперативный обмен информацией способствует увеличению прибыли предприятия за счет качественного управления сбором денежных средств, платежами, кассовыми остатками и инвестициями

в ликвидные ценные бумаги.

Рис. 9.1. Система управления денежными средствами

На крупных предприятиях такая информация, как правило, отслеживается с помощью компьютера. Отчеты об остатках на всех банковских счетах компа­ нии, о выплатах денежных сумм, о среднедневных остатках, о положении фирмы на рынке ликвидных (рыночных) ценных бумаг, а также подробные отчеты об изменениях этого положения требуются практически ежедневно. Полезно также иметь информацию о поступлениях и расходах денег. Все эти


 

 

Глава 9.Управление денежными средствами и ликвидными ценными бумагами 389

 

сведения крайне важны для эффективного управления денежными средства­ ми, т.е. для такого управления, которое своевременно обеспечит гарантиро­ ванное наличие денежных средств и соответствующий доход от их кратко­ срочного инвестирования.

 

Ускорени е взыскания денежных средств

Различные методы взыскания и выплат денег, применяемые фирмой для по­ вышения эффективности управления денежными средствами, представляют со­ бой две стороны медали. Вместе взятые они повышают коэффициент полезного действия управления денежными средствами. В принципе, все сводится к тому, что ускорение сбора денежных сумм и з-а-м-е-д-л-е-н-и-е их выплат идет на пользу компании. Фирма стремится ускорить получение сумм по счетам дебито­ ров, чтобы как можно скорее получить деньги в свое распоряжение. И наоборот, она стремится оттянуть расчеты с кредиторами, насколько позволяет политика поддержания кредитного доверия поставщиков, чтобы извлечь максимальную пользу из тех денежных средств, которые на данный момент имеются в наличии. Большинство относительно крупных современных предприятий использует сложные приемы ускорения сбора денежных сумм и жесткого контроля за их выплатой. Давайте посмотрим, как они это делают.

 

Взыскание денежных средств

Прежде всего выясним, за счет чего достигается ускорение взыскания де­ нежных средств, включая меры, которые принимает фирма с момента прода­ жи продукта или услуги вплоть до сбора чеков и превращения их в доступные для предприятия денежные средства. Существует несколько способов ускоре­ ния процесса сбора денежных средств, которые можно применять по отдель­ ности или в комплексе: 1) ускорить подготовку и пересылку счета-фактуры (invoice); 2) ускорить пересылку платежных документов от клиентов к фирме; 3) сократить время, в течение которого полученные платежи остаются неин­ кассированными фондами.

 

Счет-фактура (invoice)

Документ, подготовленный продавцом и переданный покупателю. Содержит пере­ чень приобретенных товаров или услуг, их цену и условия продажи,

 

Инкассовый флоут. Второй и третий пункты вышеуказанного перечня вместе представляют инкассовый флоут (collection float) — суммарное время с момента отправки по почте чека до того момента, когда денежные средства поступают в распоряжение фирмы-адресата (рис. 9.2). Второй пункт, сам по себе, относится к почтовому флоуту (mail float), иначе говоря, ко времени почтовой пересылки чека. Третий пункт, представляющий депозитный флоут (deposit float), имеет два этапа. Первый этап, флоут обработки (processing float), — это время, необходимое фирме для внутренней обработки чеков по­ купателей. Этот период продолжается с момента получения чека до его сдачи в банк для зачисления на счет предприятия. Второй этап депозитного флоута, клиринговый флоут (availability float), — время, в течение которого происходит


 

 

390 Часть IV.Управление оборотным капиталом

 

 
 

инкассация и оплата чека через банковскую систему. Чек превращается в дос­ тупные предприятию денежные средства, когда он предъявляется банку пла­ тельщика и фактически оплачивается этим банком. В СШ А чтобы упростить механизм отражения средств в кредите счета, Федеральная резервная система (Federal Reserve System — FRS) утвердила таблицу, регламентирующую дос­ тупность средств по чекам, депонированным на счета этого банка. Данная таб­ лица составлена на основе усредненного времени, необходимого для того, что­ бы чек, депонированный на счет одного из федеральных резервных банков, мог превратиться в доступные денежные средства для использования клиен­ том в конкретном регионе страны. Для счетов предприятий максимальный срок, на который производится отсрочка зачисления средств, составляет два дня. Это означает, что даже в том случае, когда инкассация чека через феде­ ральную резервную систему фактически занимает более двух дней, денежные средства своевременно отражаются в кредите счета получателя, потому что федеральная система принимает на себя остаток флоута.

Инкассовый флоут: суммарное время с момента отправки покупателем почтового отправления с платежным чеком до того момента, когда денежные средства поступают в распоряжение фирмы-адресата

Рис. 9.2. Хронологическое представление инкассового флоута и его составляющих

Инкассовый флоут важен для финансового руководителя ввиду того, что компании, как правило, приходится выжидать, пока чек, отправленный покупа­ телем, не пройдет через банковскую систему и не превратится в конце концов в деньги, которыми компания может распоряжаться. Суть этого "состязания" за­ ключается в том, чтобы скорее превратить отправленный по почте чек в доступ­ ные денежные средства, поэтому финансовый директор стремится максимально сократить инкассовый флоут. Далее мы исследуем разнообразные способы ус­ корения сбора платежей, для того чтобы увеличить объем доступных денежных средств.


 

Глава 9.Управление денежными средствами и ликвидными ценными бумагами 391

 

Оперативность выставления счетов. Совершенно очевидный способ ус­ корить получение денежных средств от дебиторов, который частенько упускает­ ся из виду, заключается в оперативной выписке счетов и передаче их клиентам. Последние далеко не одинаково подходят к осуществлению платежей. Некото­ рые из них оплачивают свои счета в период действия тарифных скидок или в день истечения срока платежа (а иногда и позднее), в то время как другие платят сразу по получении счета-фактуры. Как бы то ни было, ускоренная подготовка и отправка счетов приводят к более быстрому осуществлению платежей уже по той причине, что счета быстрее попадают к покупателям и имеют более ранние даты скидок и истечения сроков платежа. Для достижения этой цели можно компьютеризировать выписку счетов. Кроме того, некоторые компании находят полезным прилагать счета к сопроводительным документам при отправке груза, передавать счета по факсу и даже запрашивать авансовый платеж.

Прибегая к заранее согласованному дебитованию (preauthorized debit), можно целиком исключить этап, связанный с выпиской и обработкой счетов. Клиент заключает соглашение с фирмой, которое позволяет последней в ука­ занные дни производить автоматическое дебитование банковского счета кли­ ента или переводить денежные средства из банка клиента в банк фирмы. Именно так зачастую осуществляются платежи по ипотеке и страховым поли­ сам, поскольку и те, и другие связаны с периодическими выплатами фиксиро­ ванных сумм.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...