Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базовые конструкции языка программирования Pascal.

БИЛЕТ №1

Базовые конструкции языка программирования Pascal.

В 1966г. Дейкстра опубликовал структурную теорему. Любую программу можно написать с помощью 3х базовых структур:

· следование;

· ветвление;

· обобщённый цикл.

Следование

Команды идут друг за другом.

Ветвление (развилка)

Если в программе должен быть нарушен естественный ход, то выполняется структура ветвления. Структура реализуется с помощью условных операторов, эта конструкция имеет полный (по каждому условию выполняются действия, после чего ветви соединяется) и неполный вид (выполняется действие лишь по одной ветви, после чего ветви соединяются).

Условный оператор Ifобеспечивает выполнение или невыполнение некоторых операторов в зависимости от соблюдения определённых условий. Формат:

if <условие> then <оператор1> [else <оператор2>];

Если условие истинно, то выполняется оператор1, в противном случае выполняется оператор2. Оба оператора м.б. составными.

Обобщенный цикл

Оператор Whileчасто называют оператором цикла с предусловием за то, что проверка условия выполняется перед телом цикла и производится в самом начале оператора.

While <условия продолжения повторений> do <тело цикла>;

Оператор повтора Repeat аналогичен оператору While, но отличается от него, во-1х, тем, что условие проверяется после очереди выполнения операторов тела цикла, а во-2ых, тем, что критерием прекращения цикла является равенство условия выражения True. За это цикл Repeat называют циклом с постусловием, или циклом «ДО». Repeat состоит из заголовка repeat, тела и условия окончания until.

Repeat <оператор1> . . . <операторN>

Until <условие окончания цикла>;

Оператор повтора For.Число повторений задается переменной, называемой параметром цикла, или управляющей переменной. Оператор повтора Forсостоит из заголовка и тела цикла.

For <параметр цикла> : = <S1> to <S2> do <оператор>;

Предмет МПИ, его цели и задачи.

Методика преподавания информатики направлена на разработку методов, позволяющих учителю проводить обучение на высоком уровне и достигать максимальной эффективности при минимальной затрате сил и ресурсов для достижения результата. В этом смысле методика преподавания чем-то сродни экономике. Т.к. методика является частью педагогики, то учитель может опираться на уже известные педагогические приемы, однако при этом необходимо учитывать специфичность самой дисциплины информатики. Поэтому МПИ немыслима без психолого-педагогических исследований, к.т. должны включать разработку теоретико-практических основ построения учебной деятельности с учетом машинного и безмашинного вариантов обучения. МПИ представляет собой науку, аккумулирующую в себе достижения педагогики, психологии, философии.

Предмет МПИ делится на две части: первая включает в себя вопросы общей методики и вторая частной методики. Назначение первой части – дать общее представление о предмете исследования МПИ, т.е. об информатике, о проблемах связанных с преподаванием этой дисциплины и возможных путях и средствах разрешения этих проблем. Назначение второй части – ознакомить с некоторыми методическими приемами при изложении отдельных тем.

Термин «методика» произошел от греческого «methodos», что значит путь исследования теории, учения, способ достижения какой-то цели. Цель -это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности.

Основные цели МПИ:

· разработка концепции преподавания информатики;

· разработка учебных программ по информатике, реализующих принятую концепцию. Одни учебные программы должны соответствовать реальному уровню информатизации в регионе, стране, а другие могут включать в себя пункты, учитывающие перспективы создания и внедрения новых информационных технологии.

· вооружение учителя информатики знаниями, умениями и навыками, необходимыми для рационального и творческого преподавания предмета в школе, проведения внеклассной работы.

Как и каждая методическая система любой другой школьной дисциплины МПИ нацеливает учителя на решение следующих задач:

· воспитательной

· общеобразовательной

· развивающей.

3.Заполнить таблицу размерности n*n:

1 2 3 … n

1 2 3 … n

……….

1 2 3 … n

program lab4;

type mas=array[1..100, 1..100] of integer;

var a:mas;

i,n,j:integer;

begin

writeln('Vvedite n');

readln(n);

for i:=1 to n do

for j:=1 to n do

a[i,j]:=j;

 

for i:=1 to n do

begin

for j:=1 to n do

write(a[i,j],' ');

writeln;

end;

end.


БИЛЕТ №2

Задан некоторый набор товаров. Определить для каждого из товаров, какие из них имеются в каждом магазине и каких товаров нет ни в одном магазине.

program lab1;

const N=3;

type product = (bread, butter, cheese, milk);

assortiment = set of product;

stor = array[1..n] of assortiment;

var

m1:stor;

x:product;

a,b,c,xm1:assortiment;

i,j,iw,m:integer;

begin

for i:=1 to n do

begin

xm1:=[];

writeln('enter the number of product',i:2,'stor');

repeat

writeln('1: x:=bread; 2: x:=butter; 3: x:=cheese; 4: x:=milk; 5: break');

writeln('Vvedite 1 or 2 or 3 or 4 or 5');

read(iw);

case iw of

1: x:=bread;

2: x:=butter;

3: x:=cheese;

4: x:=milk;

5: break;

end;

xm1:=xm1+[x];

until iw=5;

m1[i]:=xm1;

end;

a:=m1[1];

c:=[bread..milk];

for i:=1 to n do

begin

b:=b+m1[i];

a:=a*m1[i];

c:=c-b;

end;

for i:=1 to 2 do

begin

case i of

1:writeln('products are in all stors:');

2:writeln('products arent in all stors:');

end;

for x:=bread to milk do

if x in a then

case x of

bread:writeln('bread');

butter:writeln('butter');

cheese:writeln('cheese');

milk:writeln('milk');

end;

if i=1 then a:=c;

end;

end.


БИЛЕТ №3

1. Алгебра высказываний как модель алгебры Буля, ее аксиоматическое задание. Принцип двойственности и теорема двойственности.

Высказыванием называется законченное повествовательное предложение, для кото-рого можно сказать истинно оно или ложно. Высказывание не м/б одновременно и истинным, и ложным.

Высказывания бывают атомарные (неделимые), или элементарные, исходные и сложные (составные).

Из элементарных высказываний с помощью операций над высказываниями или логических связок строят сложные высказывания.

Операции над высказываниями:

1. Операция конъюнкции ( /\ ).

Конъюнкцией двух высказываний, А и В, называется новое высказывание, обозначаемое (A /\ B), которое истинно тогда и только тогда, когда высказывания A и B истинны одновременно, и ложно во всех остальных случаях. Конъюнкции соответствует логическая связка "и".

2. Операция дизъюнкции ( \/ ).

Дизъюнкцией двух высказываний, А и В, называется новое высказывание, обозначаемое (A \/ B), которое истинно только тогда, когда истинно, по крайней мере, одно из высказываний, A или B, и ложно в единственном случае, когда оба высказывания, А и В, ложны. Дизъюнкции соответствует связка "или".

3. Операция следования или импликации ( → )

Импликацией (следованием) РґРІСѓС… высказываний, Рђ Рё Р’, называется РЅРѕРІРѕРµ высказывание, обозначаемое (A → B), которое ложно тогда Рё только тогда, РєРѕРіРґР° A - истинно, Р° B - ложно, РІРѕ всех остальных случаях высказывание (A→B) истинно. Р’ высказывании (A → B) A - называется посылкой или антецедентом, B - следствием или консеквентом. Импликация (A → B) РІ разговорной речи имеет несколько разночтений: если A, то B;РёР· A следует B;A влечет B;B следует РёР· A;A достаточно для B;B необходимо для A.

4. Операция эквивалентности ( ↔ )

Эквивалентностью РґРІСѓС… высказываний, A Рё B, называется РЅРѕРІРѕРµ высказывание, обозначаемое (A ↔ B), которое имеет значение ложь тогда Рё только тогда, РєРѕРіРґР° A - истинно, Р° B - ложно или A - ложно, Р° B - истинно. Рђ значение истина тогда Рё только тогда, РєРѕРіРґР° одновременно РѕР±Р° высказывания, A Рё B, либо истинны, либо ложны. Эквивалентность (A ↔ B) РІ разговорной речи имеет несколько разночтений: A необходимо Рё достаточно для B; A тогда Рё только тогда, РєРѕРіРґР° B; A эквивалентно B; A равносильно B; РёР· A следует B , Р° РёР· B следует A.

5. Операция отрицания() Отрицанием высказывания A называется новое высказывание, обозначаемое , которое истинно тогда и только тогда, когда ложно A, и ложно тогда и только тогда, когда A истинно.

Алгеброй Буляназывается непустое множество, содержащее, по крайней мере, два элемента и замкнутое относительно 2-ух бинарных операций: /\ и \/, удовлетворяющих законам: коммутативности (1), ассоциативности (2), дистрибутивности конъюнкции относительно дизъюнкции и дизъюнкции относительно конъюнкции (3), идемпотентности (4), сокращения (5), поглощения (6), противоречия для конъюнкции и исключения третьего для дизъюнкции (7), законам де Моргана (8) и закону двойного отрицания (9).

1.

2.

x * ( y * z ) = (x * y) * z

3.

4. x * x = x

x + x =x

5. x * И = x

x + Р› = x

6. x * Р› = Р›

x + И = И _

7. x * x = Р› _

x + x = И

8.

9.

10.

Доказательство.

По условию доказываемой теоремы:

β(X1, X2, ..., Xn). ≡ α(X1, X2, ..., Xn) (1).

РџРѕ условию теоремы 1: β*( 1, 2, ..., n) ≡ β , откуда

β*( , , ..., ) ≡ β , следовательно

β*(X1, X2, ..., Xn) ≡ β (2).

Аналогично, α*(X1, X2, ..., Xn) ≡ α (3).

Из (1) следует, что β . ≡ α , откуда

β ≡ α (4). РџРѕ свойству равносильности [β*(X1, X2, ..., Xn) Рё α*(X1, X2, ..., Xn) равносильны соответственно выражениям β Рё α , которые СЏРІР». равносильными] β*(x1, x2, ..., xn). ≡ α*(x1, x2, ..., xn), что Рё требовалось доказать.

Закон двойственности "наполовину уменьшает работу математикам": если уже доказана некоторая равносильность, то справедливость другой, полученной из первой двойственными преобразованиями, уже не нужно доказывать, она будет выполняться.

 

БИЛЕТ №4

БИЛЕТ №5

1. Имитационное моделирование — метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером процессов. По этим данным можно получить достаточно устойчивую статистику.

Имитационное моделирование — это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью с достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).

Имитационное моделирование — это частный случай математического моделирования. Существует класс объектов, для которых по различным причинам не разработаны аналитические модели, либо не разработаны методы решения полученной модели. В этом случае математическая модель заменяется имитатором или имитационной моделью.

Имитационная модель — логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.

Применение имитационного моделирования

К имитационному моделированию прибегают, когда:

· дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте;

· невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время, причинные связи, последствие, нелинейности, стохастические (случайные) переменные;

· необходимо сымитировать поведение системы во времени.

Цель имитационного моделирования состоит в воспроизведении поведения исследуемой системы на основе результатов анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами или другими словами — разработке симулятора (англ. simulation modeling) исследуемой предметной области для проведения различных экспериментов.

Имитационное моделирование позволяет имитировать поведение системы во времени. Причём плюсом является то, что временем в модели можно управлять: замедлять в случае с быстропротекающими процессами и ускорять для моделирования систем с медленной изменчивостью. Можно имитировать поведение тех объектов, реальные эксперименты с которыми дороги, невозможны или опасны.

Имитация, как метод решения нетривиальных задач, получила начальное развитие в связи с созданием ЭВМ в 1950х — 1960х годах.

Можно выделить две разновидности имитации:

· Метод Монте-Карло (метод статистических испытаний);

· Метод имитационного моделирования (статистическое моделирование).

Области применения

· Бизнес процессы

· Боевые действия

· Динамика населения

· Дорожное движение

· ИТ-инфраструктура

· Математическое моделирование исторических процессов

· Пешеходная динамика

· Производство

· Рынок и конкуренция

· Сервисные центры

· Цепочки поставок

· Уличное движение

· Управление проектами

· Экономика здравоохранения

· Экосистема

· Информационная безопасность

БИЛЕТ №6

Типы уроков информатики.

В условиях внедрения в учебный процесс вычислительной техники учителю пришлось искать новые формы организации учебной деятельности для обеспечения наилучшего воспитательного и образовательного эффекта. Главным приз­наком урока остается его дидактическая цель, показывающая к чему должен стремиться учитель. По этому признаку можно выделить следую­щие типы уроков информатики:

- урок сообщения новой информации (урок-объяснение);

- урок закрепления и развития умений и навыков (тренировоч­ный) ;

- урок проверки знаний, умений и навыков.

Как правило, учитель ставит перед собой сразу несколько дидакти­ческих целей, тогда структура урока становится более сложной, такой урок предусматривает смену различных видов деятельности и получает название комбинированного урока.

Можно провести классификацию урока информатики по использованию ВТ. Это:

- демонстрация - учитель показывает различ. эл-ты учебного материала: новые объекты языка, блок-схемы и т.д. Цель - сообщение нов. знаний. Дем-я отн-ся к типу "урок-объяснение";

- лабораторная работа (фронтальная) - одновременная работа учащихся на ПЭВМ с программными ср-вами или выполняет к.-л. задание на изучаемом языке прогр-я. Роль учителя - наблюдение, оказание помощи. Лаб. раб. можно отнести к уроку закрепления нов. мат-ла илик уроку проверки ЗУН;

- практикум - учащиеся получают индив. задания для протяжённой самост. работы. Работа уч-ся не регламентируется учителем.

Практика показала, что использование традиционных форм организа­ции уроков информатики плохо способствует развитию коллективного творчества учащихся. Особенно хороша для коллективной работы так на­зываемая "творческая лаборатория". Такая форма работы позволяет учи­телю решить сразу несколько проблем: недостаточное количество ком­пьютеров в кабинете вычислительной техники и прививать учащимся на­выки коллективного труда. Работу "творческой лаборатории" учитель может организовать примерно следующим образом: класс делится учителем на группы, состоящие из 3-7 человек (в зависимости от сложности решаемой задачи), можно скомплектовать такие группы по желанию учащихся, однако учителю следует проследить, чтобы качественный состав группы не был однороден. Руководителя группы назначает сам учитель, причем этот ученик обязательно должен пользоваться авторитетом среди ребят ("ли­дер"). Перед началом работы учитель проводит беседу с руководителями групп, разъясняет им их обязанности. Задание каждой группе также выделяет учитель. Затем руководители групп распределяют это задание всем членам группы с учетом их способностей. Задание, как правило, рассчитано на 2 урока и домашнюю работу. После выполнения заданий группами проходит их защита. Для защиты задания группа выдвигает од­ного из своих членов. После защиты учитель вносит свои замечания по данной работе и аргументирует их, а класс может согласиться с этими замечаниями, а может и нет. Общее количество баллов за работу груп­пе выставляет класс (голосованием). Члены группы распределяют эти баллы между собой по- степени участия каждого в выполненной работе.

Урок информатики должен состоять как минимум из двух основных частей. В первой части учителю необходимо ясно и доступно объяснить новый материал и проверить правильность усвоения учащимися его основных моментов.

Вторую часть урока можно посвятить обсуждению нового материала между учениками. При этом они могут уже начать выполнять задания на ПЭВМ. Важно, чтобы школьники самостоятельно использовали "новые све­дения и имели возможность советоваться друг с другом. Если в первой части урока учитель - лидер. То во второй части он - координатор, консультант по сложным вопросам, но не активный участник общения. Эксперимент показал, что при такой организации общения на уроке ин­форматики создаются благоприятные условия для усвоения материала.

.

 

3. Дана посл-ть действительных чисел а1,а2,…,аn. Заменить все её члены, большие данного Z, этим числом. Подсчитать количество замен.

program lab6;

type mas=array[1..100] of integer;

var a:mas;

i,j,z:integer;

begin

randomize;

for i:=1 to 10 do

begin

a[i]:=random(10);

write(a[i],' ');

end;

writeln('Vvedite Z');

readln(z);

j:=0;

for i:=1 to 10 do

begin

if a[i]>z then

begin

a[i]:=z;

j:=j+1;

end;

end;

for i:=1 to 10 do

write(a[i],' ');

writeln(j);

end.


БИЛЕТ №7

Архитектура ЭВМ

Это, прежде всего, основные: устройства и блоки ЭВМ, а также структура связей между ними.

Общие принципы построения ЭВМ, относящиеся к архитектуре:

-структура памяти ЭВМ;

-способы доступа к памяти и внешним устройствам;

-возможность изменения конфигурации компьютера;

-система команд;

-форматы данных;

-организация интерфейса.

Архитектура - это наиболее общие принципы построения ЭВМ, реализующие программное управление работой и взаимодействием основных ее функциональных узлов.

Классическая архитектура ЭВМ и принципы Фон Неймана. Основы учения об архитектуре вычислительных машин заложил амер. математик Джон фон Нейман. Он один из тех, кто убедительно обосновал использование двоичной системы для представления чисел (ранее все ВМ хранили обрабатываемые числа в десятичном виде). В дальнейшем ЭВМ стали обрабатывать и не числовые виды информации - текстовую, графическую, звуковую и другие, по двоичное кодирование данных по - прежнему составляет информационную основу любого современного компьютера.

Идея «хранимой программы»: первоначально программа задавалась путем установки перемычек на социальной коммутационной панели. Это было весьма трудоемко. Поэтому Нейман один из первых догадался, что программа может также храниться в виде набора нулей и единиц, причем в той же памяти, что и обрабатываемые его числа.

Фон Нейман не только выдвинул основополагающие принципы логического устройства ЭВМ, но и предложил структуру, которая воспроизводилась в течение первых двух поколений ЭВМ.

Основными блоками по Нейману являются устройство управления (УУ) и арифметико - логическое устройство (АЛУ) (обычно объединяемые в центральный процессор), память, внешняя память, устройство ввода и вывода.

Следует отметить, что внешняя память отличается от устройств ввода и вывода тем, что данные в нее заносятся в виде, удобным компьютеру по недоступному для непосредственного восприятия человеком. Так, накопитель на магнитных дисках относится к внешней памяти, а клавиатура -устройство ввода, дисплей и печать - устройства вывода.

УУ и АЛУ в современных компьютерах объединены в один блок - процессор, являющийся преобразователем информации, поступающей из памяти и внешних устройств (сюда относятся выборка команд из памяти, кодирование и декодирование, выполнение различных, в том числе и арифметических операций, согласование работы узлов компьютера).

Архитектура ЭВМ построенной на принципе Фон Неймана

В построенной по описанной схеме ЭВМ происходит последовательное считывание команд из памяти и их выполнение..

Разработанные фон Нейманом основы архитектуры вычислительных устройств получили в литературе название «фон-неймановской архитектуры». Подавляющее большинство вычислительных машин на сегодняшний день - фон-неймановские машины. Исключение составляют лишь отдельные разновидности систем для параллельных вычислений, в которых отсутствует счетчик команд, не реализована классическая концепция переменной и имеются другие существенные принципиальные отличия от классической модели (примерами могут служить потоковая и редукционная вычислительные машины).

 

БИЛЕТ №8

Ф-ии контроля знаний.

Проверочно-оценочная Дть Уля явл. неотъемлемой частью всей его пед работы и важным фактором улучшения качества обуч-я. Необходимо, чтобы контроль и оценка знаний отвечали общепед требов-м и вып-ли след.ф-ции:

1. учетная ф-я-системат-ая фиксация рез-ов обуч-я, что позвол.Улю судить об успеваемости каждого Ука, его достиж-ях и недочетов.

2. контрольно-корректир. ф-я- обеспечивает обратную связь «Уль-Ук»,необход для корректир-ки Улем своей методтки обуч-ия.

3. обуч-ая ф-я – проявл-ся в том, что в процессе проверки состояния ЗУН Уся происходит повторение матер-ла,Уль акцентрир. вним-е класса на главных вопросах, указ-ет на типичные ошибки, способствуя углублению знаний.

4. воспит-ая ф-ия –подразумевает стимулирование Уся к дальнейшей работе, углублению своих знаний. Оценивая состояние ЗУН,Уль не только констатирует состояние знаний, но и направляет его в учебн.работе, дает дополн.мотивацию в познават-ой Дти.

Недооценка учителями функций проверки и контроля знаний учащихся, как правило, приводит к снижению эффективности учебно-воспитательного процесса. Формы, средства и методы проверки должны быть разнообразными, в противном случае снижается возможность выявления результатов обучения.

 

3. Решите задачу линейного программирования симплексным методом. При решении задачи покажите умения отыскания исходного базиса с помощью введения искусственного базиса:

f=-5*x1+x2-x3→min,

3*x1+x2+x3 + x4 +x5=5,

2*x1 -x2 +3*x4 =4,

x1 +5*x2+6*x3+x4 =11.

G=u1+u2+u3→min,

U1+3*x1+x2+x3 + x4 +x5=5,

U2+2*x1 -x2 +3*x4 =4,

U3+x1 +5*x2+6*x3+x4 =11.

G=5-3x1-x2-x3-x4-x5+4-2x1+x2-3x4+11-x1-5x2-6x3-x4=20-6x1-5x2-7x3-5x4-x5=20-(6x1+5x2+7x3+5x4+x5);

Базис пер X1 X2 X3 X4 X5 Своб чл
U1
U2 -1
U3
G

Min{5/3,4/2,11/1}={1.67,2,11}=1.67

Базис пер X1 X2 X3 X4 X5 Своб чл
X1 0.33 0.33 0.33 0.33 1.67
U2 -1.67 -0.67 2.33 -0.67 0.67
U3 4.67 5.67 0.67 -0.33 9.33
G -1

Min{1.67/0.33,9.33/4.67}={5.06,7.99}=1.99

Базис пер X1 X2 X3 X4 X5 Своб чл
X1 -0.07 0.29 0.36
U2 1.36 2.57 -0.79
X3 1.21 0.14 -0.07
G 1.36 2.57 -0.79

Min{4/1.36,2/1.21}={2.94,1.65}=1.65

Базиспер X1 X2 X3 X4 X5 Своб чл
X1 0.06 0.29 0.35 1.12
U2 -1.12 2.41 -0.71 1.76
X3 0.82 0.12 -0.06 1.65
G -1.12 2.41 -0.71 1.76

Min{1.12/0.29,1.76/2.41,1.65/0.12}={3.86,0.73,13.75}=0.73

Базис пер X1 X2 X3 X4 X5 Своб чл
X1 0.2 0.44 0.9
X4 -0.46 -0.29 0.73
X3 0.88 -0.02 1.56
G

X1=0.9-0.2x2-0.44x5

X3=1.56-0.88x2+0.02x5

X4=0.73+0.46x2+0.29x5

 

F=-5x1+x2-x3=5(0.9-0.2x2-0.44x5)+x2-1.56+0.88x2-0.02x5=4.5+x2+2.2x5+x2-1.56+0.88x2-0.02x5=-6.06+2.88x2+2.18x5=-6.06-(-2.88x2-2.18x5)

 

Базис пер X1 X2 X3 X4 X5 Своб чл
X1 0.2 0.44 0.9
X4 -0.46 -0.29 0.73
X3 0.88 -0.02 1.56
F -2.88 -2.18 -6.06

X*=(0.9,0,1.56,0.73,0)

Min f=-6.06


БИЛЕТ №9

Основные понятия теории кодирования. Оптимальный код Шеннона-Фано.

Код — правило (алгоритме сопоставления каждом) конкретному сообщению строго

определенной комбинации символов (или сигналов). Кодом также называется отдельная комбинация таких символов. Для различия этих терминов, код в последнем значении еще называется кодовым словом.

Кодирование. Процесс преобразования сообщения в комбинацию символов в соответствии с кодом называется кодированием. Процесс восстановления сообщения из комбинации символов называется декодированием.

Операции кодирования и декодирования называются обратимыми, если их последовательное применение обеспечивает возврат к исходной информации без каких-либо потерь.

Алфавиты. Множество символов, при помощи которых записываются исходные сообщения называется первичным алфавитом, количество его элементов обозначается mI.

Множество символов, из которых могут состоять кодовые слова, называется

вторичным алфавитом, количество элементов этого множества обозначается m2.

Префиксное свойство. Префиксным называется код. не имеющий комбинации, которая была бы префиксом (начальной частью произвольной длины) любой другой комбинации того же кода.

Примером обратимого кодирования является представление знаков в телеграфном коде и их восстановление после передачи. Примером кодирования необратимого может служить перевод с одного естественного языка на другой - обратный перевод, вообще говоря, не восстанавливает исходного текста.

Шеннон ввел понятие избыточности - мера бесполезно совершаемых альтернативных выборов при чтении текста. Оптимальные способы кодирования уменьшают длину сообщения при передаче по каналу связи. Под термином «оптим. код» будем подразумевать коды с практически нулевой избыточностью. Кроме того, являясь оптим-м с т.зр. скорости передачи информации, код может быть не оптимальным с т.зр. предъявляемых к нему требований помехоустойчивости.

Главная идея кодирования Шеннона-Фано(ШФ)-заменить часто встречающиеся символы более короткими кодами, а редко встречающиеся- более длинными. Алгоритм основывается на кодах переменной длины. Для того, чтобы декомпрессор смог раскодировать сжатую последовательность, коды ШФ должны обладать уникальностью (каждый код уникально определяет один закодированный символ и не является префиксом любого другого кода).Рассмотрим алгоритм вычисления кодов ШФ. Например, последовательность aabbbccccddddd.Для вычисления кодов необходимо создать таблицу уникальных символов сообщения c(i) и их вероятностей p(c(i)), и отсортировать ее в порядке возрастания вероятности символов. C(i) p(c(i)) d 5/17, c 4/17, spase 3/17, b 3/17, a 2/17.

Далее таблица символов делится на две группы т.о., чтобы каждая из групп имела приблизительно одинаковую частоту по сумме символов. Первой группе устанавливается начало кода в «0», второй – в «1». Для вычисления следующих бит символов, данная процедура повторяется рекурсивно для каждой группы, в которой больше одного символа. Получаем: символ код d 00, c 01, spase 10, b 110, a 111.

Длина кода s(i) в полученной таблице равна int(-lg p(c(i))), если символы удалось разделить на группы с одинаковой частотой, в противном случае, длина кода равна int(-lg p(c(i)))+1. То есть int(-lg p(c(i)))<=s(i)<= int(-lg p(c(i)))+1.

Используя полученную таблицу кодов, кодируем входной поток-заменяя каждый символ соответствующим кодом. Естественно для рассжатия полученной последовательности, данную таблицу необходимо сохранять вместе сжатым потоком, что является одним из недостатков данного метода. В сжатом виде таблица: 111111101101101101001010101100000000000 длиной 39 бит. Оригинал 139 бит. Коэффициент сжатия -28%.

 

Виды контроля знаний

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебно-воспитательного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности, или же принципиальной перестройки всей системы работы.

Следует различать значение отдельных видов контроля в учебном процессе:

-формирующего (текущего),

- зачетно-тематического,

- итогового.

По результатам текущей проверки учитель решает, готовы ли школьники к усвоению последующего учебного материала. Отличительная особенность этого вида контроля заключается в том, что он проводится на всех этапах изучении темы или раздела. Поэтому в процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том познавательном уровне, который предусмотрен определенным этапом овла­дения учебным материалом. Завышение или занижение требований может привести к необоснованной оценке результатов обучения. Чтобы формирующий контроль стал эффективным, нужны разнообразные формы и средства в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть. Кроме того, учителю следует регулярно фиксировать результаты учебной деятельности учащихся. Чтобы подвести итоги обучения, учителю нужно знать за усвоение какого материала и какие виды учебной деятельности ученику выставлена текущая оценка Такой учет может быть обеспечен тогда, когда в классном журнале постоянно фиксируются темы уроков и содержание домашних заданий.

Для повышения объективности оценки нужно проводить итоговый контроль, т.е. контроль по итогам изучения темы или раздела учебного курса. К моменту завершения изучения темы, знания у учащихся, как правило, в основном сформированы и систематизированы. Цель такого контроля - выявление уровня овладения основным содержанием темы, как каждым учащимся, так и классом в целом. В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые учитель отбирает в соответствии с требованиями к результатам обучения. Итоговая проверка планируется так, чтобы можно было проконтролировать усвоение школь­никами основных элементов программного материала. Если итоговая проверка показала, что учащиеся усвоили основные элементы программ­ного материала, то их знания могут быть оценены положительно.

Тематический контроль может проводиться в форме различного вида работ: письменная контрольная работа, зачетное занятие по пройден­ной теме. При проведении тематического контроля часть заданий долж­на соответствовать деятельности по образцу, часть - деятельности в измененной или новой ситуациях. Такая организация контроля пре­доставит каждому ученику возможность полностью проявить свой уро­вень подготовки по теме.

 

БИЛЕТ №10

Схема анализа урока

1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материата. способы

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

о научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности

алгоритмов и т.п.);

о наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.:

о последовательность — логическая стройность излагаемого материала. отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

о связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). 11ндивид> ализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.

8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа з'чашихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

11.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...